Линда-Мари Вяли

Роботы всё больше проникают на рынок труда, охватывая не только промышленность, но и сферы услуг и даже творческие сферы. Помимо прочего, быстрый рост заработной платы и нехватка рабочей силы приводят к автоматизации производства, пишет Pealinn.

«Безусловно, в утверждении, что рост заработной платы ведет к автоматизации, есть доля правды, — говорит советник Центрального союза работодателей Рауль Арон. — Но наряду с одним из самых быстрых темпов роста заработной платы в Европе, работодатели вынуждены автоматизировать работу из-за нехватки рабочей силы. Это, в свою очередь, дает надежду, что люди, которые покинули автоматизированные рабочие места, найдут себе новое применение».

По мнению экономиста Яана Массо, давление заработной платы определенно создает дополнительный стимул для роботизации и автоматизации производства. «При более низком уровне заработных плат предприятия могли не роботизировать производство, даже если это было технологически возможно», — сказал Массо.

В то же время советник Центрального союза работодателей Рауль Арон говорит, что отсутствие квалификации может поставить людей в куда более худшее социально-экономическое положение. «С точки зрения конкурентоспособности отрасли важно повышать квалификацию людей и обеспечивать их базовыми цифровыми навыками», — считает он.

Через десять лет исчезнет десятая часть нынешних рабочих мест

По словам руководителя исследовательской программы OSKA по изучению рынка труда и навыков Урве Метс, эксперты считают, что в ближайшие 10 лет около десятой части нынешних рабочих мест на промышленных предприятиях Эстонии может исчезнуть в результате автоматизации и роботизации. Помимо промышленности и производства, в качестве примера влияния автоматизации на рабочие места можно привести все услуги, которые решаемы с помощью самообслуживания, такие как банки, страхование, торговля и логистика. Сюда же относятся услуги, в которых эффект времени может быть достигнут с помощью машинного обучения.

«Например, решение на основе искусственного интеллекта ChatGPT — оно способно мгновенно обрабатывать огромное количество информации и формировать на ее основе ответ на запрос с соответствующим содержанием», — пояснила Метс.

К тому же автоматизация и роботизация оказывают большое влияние на логистику. «Например, в транспортном секторе беспилотные транспортные средства уменьшат потребность в человеческом труде при перевозке товаров, — сказала Метс, указав в качестве примера на дроны, посылочные роботы и роботизированные склады. — Машинное обучение также может снизить потребность в водителях автобусов и дальнобойщиков».

По словам руководителя отдела трудовых отношений Swedbank Маргит Трейфельдт, в их банке уже автоматизирован ряд процессов.

«Уже несколько лет, помимо человека, наших клиентов обслуживает чат-бот, то есть виртуальный помощник, — сказала Трейфельдт. — Однако чат-бот не полностью перенимает на себя роль консультанта. Мир банковского дела и денег настолько сложен, что клиентам всегда нужны консультанты. Работа консультанта не исчезла с появлением чат-бота, изменилась ее суть. Чат-бот взял на себя самые рутинные задачи человека, а человек может сосредоточиться на решении более интересных ситуаций».

По словам Трейфельдт, чат-бот, вероятно, еще долго не сможет консультировать клиентов по важным финансовым вопросам. Например, для робота слишком сложны такие вопросы, как «С моего счета был списан неизвестный платеж. Его еще можно отменить?»; «Я хотел бы получить предложение по жилищному кредиту»; «Стоит ли мне выходить из II пенсионной ступени или нет?»; «Какой у меня должна быть сумма страхования жизни?» и т. д. Виртуальный помощник пока не подходит для решения этих задач.

«Виртуальный помощник быстро учится, но он всё равно не может понять всех пожеланий клиента и не способен, например, успокоить эмоционального клиента, — сказала Трейфельдт. — Если у виртуального помощника возникают проблемы, он всегда направляет клиента к консультанту».

По ее словам, автоматизация остальной работы в банке в первую очередь направлена на высвобождение человеческих ресурсов, чтобы люди могли заниматься другой важной работой. «По мере того, как роботы и автоматизация берут на себя существующие рабочие места и обязанности, появляются новые задачи и потребности в человеческих ресурсах», — сказала Трейфельдт.

Искусственный интеллект не отнимает работу, а дает новые возможности

Так же считает и Маргус Ханно Муракас, редактор веб-портала Ypsilon в Postimees. Ypsilon использует робота-художника с начала лета. «Искусственный интеллект (ИИ) изначально был задействован исключительно в качестве эксперимента для медиа-инноваций. Но он остался, потому что это в сотни раз дешевле и быстрее», — сказал Муракас. Хотя портал заказывает иллюстрации и у художников-людей, по словам Муракаса, последние не считают, что робот угрожает их выживанию.

«Генератор изображений ИИ — это просто очередной фотобанк и инструмент, по крайней мере, в области медиа, — сказал Муракас. — Пессимистическое мнение состоит в том, что он отнимет часть работы у иллюстраторов и графических дизайнеров из-за своей коммерческой прибыльности. Однако более оптимистично то, что он делает их работу быстрее и эффективнее. Подобно тому, как Photoshop и компьютер в прошлом увеличили производительность иллюстратора и сделали его более эффективным».

Редактор Ypsilon называет себя оптимистом в этой области, во многом полагаясь на своих иллюстраторов и верстальщиков страниц. «Все в восторге от новых возможностей, потому что это облегчает и ускоряет их работу, перекладывая на робота более утомительную часть, — сказал Муракас. — Но робот не отбирает работу у художников. Он освобождает художников, точно так же, как машина освободила лошадь. Мы смотрим на искусство с точки зрения человеческих достижений, природы человека и культурного контекста. Искусство, созданное роботом, стерильно и просчитано. С технической точки зрения оно вполне хорошее, с сильной композиционной математикой и готово за минуту, но оно не живое. Точно так же робот, участвующий в забеге на 100 метров в олимпийском финале, не жив, в то время как Усэйн Болт вполне жив».

Также, по данным Министерства экономики и коммуникаций, исследование OSKA показывает, что хотя автоматизация и потеряет определенные рабочие места, она также создаст новые. В том числе связанные с разработкой, настройкой и обслуживанием автоматики.

Неравенство на рынке труда может увеличиться

«Прогнозируя потерю или сохранение рабочих мест, необходимо смотреть на конкретные сферы и группы риска, — сказал советник по коммуникациям Министерства экономики и коммуникаций Рауль Пихлак. — Понятно, что автоматизация варьируется в зависимости от профессии, задачи и отрасли. Например, рабочие места, требующие стандартизированной физической активности на производстве и в розничной торговле, больше подвержены автоматизации. Согласно отчету ОЭСР, наибольший риск автоматизации приходится на следующие профессии: комплектовщики, стационарные операторы установок и машин, работники горнодобывающей промышленности, строительства, перерабатывающей промышленности и транспорта, помощники по приготовлению пищи. В сфере услуг достаточно автоматизированы почтовые и курьерские услуги, наземный транспорт и общественное питание».

По словам экономиста Яана Массо, роботизация может увеличить неравенство на рынке труда, например, гендерный разрыв в оплате труда. «Причина в том, что женщины составляют большинство сотрудников в профессиях, где рабочие задачи являются рутинными, поэтому их легче автоматизировать, — сказал Массо. — Наше исследование показало, что автоматизация и технологические инновации в Эстонии действительно способствовали увеличению гендерного разрыва в оплате труда. В то же время роботизация может повысить конкурентоспособность женщин на рынке труда, если упадет спрос на профессии, требующие физической силы».

По словам Массо, автоматизация и роботизация могут изменить и относительную важность различных навыков. «Наши исследования показали, что автоматизация увеличивает спрос на так называемые гибкие навыки, например, социальные», — сказал Массо.

В то же время Рауль Пихлак подтверждает, что хотя определенные рабочие задачи всё чаще заменяются роботами, это не означает сразу, что человека могут сократить. Нельзя просто переложить на робота все задачи.

«Когда были сделаны первые оценки риска автоматизации рабочей силы, то прозвучало утверждение, что около половины рабочих мест подвержены высокому риску автоматизации, — сказал Пихлак. — Это, в свою очередь, привело к выводу, что эти рабочие места находятся под угрозой исчезновения. В последнее время оценки были гораздо скромнее».

В то же время, по мнению Пихлака, необходимо признать, что вместе с развитием технологий меняются и навыки, необходимые на рабочем месте, а без обучения на протяжении всей жизни никуда не деться.

Источник: https://www.stolitsa.ee/index.php/