Элла Аграновская

See e-posti aadress on spämmirobotite eest kaitstud. Selle nägemiseks peab su veebilehitsejas olema JavaSkript sisse lülitatud.

Когда Наталья окончила школу, в выборе будущей профессии не сомневалась: родители – инженеры, папа – механик, мама – химик. Было понятно, что надо получить высшее техническое образование, вопрос – какое конкретно.

«Поступать на химический факультет не хотелось, потому что там много девочек. На строительный? Честно говоря, исходила из того, что, скорее всего, не пройду. Окончив экономический, стану бухгалтером, бумажная работа меня не привлекала. Энергетический факультет тоже не рассматривала – теплотехника была не так популярна, как сейчас, принимали чуть ли не всех подряд, считалось, если просто хочешь получить высшее образование, иди на энергетику. А мне хотелось получить интересную и востребованную профессию. Выбор был очевиден: IT или механический. Но 25 лет назад инфотехнологии только начинали по-настоящему развиваться, поэтому компьютеру предпочла механику: это проектирование, я человек технического склада ума, с черчением, математикой, физикой в школе проблем не было».

Поступить не составило труда, хотя на русское отделение механического факультета принимали всего 50 человек. С тех пор многое изменилось. Вместо 8 факультетов всего 5, все технические специальности объединены на инженерном факультете. Количество поступающих не ограничено – принимают всех, кто изъявил желание и набрал необходимый проходной уровневый балл.

Практику Наталья проходила на Балтийском судоремонтном заводе, сегодня BLRT Group. Получив диплом, некоторое время там работала. Потом ушла на Vertex Estonia – завод, который производит параболические антенны. Неприметное здание в Мустамяэ, а предприятие серьезное, сейчас там работают свыше ста человек, большая часть продукции уходит в США.

«Пришла я к ним в отдел проектирования – делала рабочие чертежи, которые отдавали в производство и по ним изготавливали продукцию. Вскоре поступила в магистратуру, специализация – развитие продукта (конструктор)».  

Для магистерской работы нужна была тема. На той должности, которую Наталья занимала в Vertex, тема не просматривалась. Открыла в интернете CV Keskus, нашла: Eesti Kraanavabrik, производитель промышленных кранов. Отправила CV, прошла конкурс, взяли ее конструктором. Шел 2003-й год, стало быть, этот год у Натальи юбилейный – работает на заводе уже 20 лет.

«Три раза их покидала – уходила не с работы, а в декретный отпуск: родила дочку и двух сыновей. Говорят, что раз в семь лет надо в своей жизни что-то менять. Так и получилось: или я уходила в декрет, или наша семья переезжала в другой дом».

«Я хочу, я могу»

Поступив на завод конструктором, через какое-то время начала заниматься развитием системы качества предприятия.

«Мы должны были пройти сертификацию управления качеством, то есть получить документальное подтверждение, что качество нашей продукции соответствует международным стандартам. Начальник предложил мне заняться оформлением документов. Немного занималась этим в декретных отпусках. Когда родила второго ребенка и вернулась на завод, стало понятно: работать с полной нагрузкой не смогу. Работала на полставки, занималась только системой качества. А когда освободилось место руководителя отдела обслуживания и ремонта – область, которую надо было развивать, – сказала начальству: «Я хочу, я могу. Можно?». Мне ответили: «Можно».

Все зависит от демографии

В начале века самыми востребованными специалистами были юристы и экономисты. Вузы выпускали их в таком количестве, что закрадывалось сомнение: где эти люди будут работать? На смену юристам и экономистам пришли финансовые аналитики и программисты. Сегодня на рынке труда потребность в инженерах, причем в любой области, где внедряются современные технологии.

Исследования показывают: с катастрофической нехваткой инженеров Эстония может столкнуться в самом ближайшем будущем. Причины называют разные, в частности, незаинтересованность выпускников школ в точных науках, в частности, в профессии инженера. У Натальи Сергеевой другое мнение.

«Инженеров действительно не хватает, но это впрямую связано с демографией. Демография идет на спад – во всех областях нехватка студентов, а через какое-то время – специалистов. Демография идет наверх – во всех областях избыток. В 1990-х годах в Эстонии была „демографическая яма“, а в 2006 – 2008-м – бум рождаемости, потому что ввели родительскую зарплату, детские пособия. Наша дочка родилась в 2006-м – в детских садиках не было мест, потом переполнились школьные классы. Через два-три года при должной подготовке проблемы с абитуриентами быть не должно».

Полезная профессия

По словам Натальи, профессия инженера – это не только технические знания. Прежде всего, она формирует мышление. Человек с высшим техническим образованием может найти себе применение, даже если ему придется кардинально поменять сферу деятельности.

«Он может стать консультантом в любой области, связанной с техникой и технологиями. Образование поможет, например, продавцу любого оборудования, надо только пройти краткосрочные курсы по продажам. То же самое в обслуживании: если ты техник и работаешь руками, помогут знание теоретических основ и понимание сути задачи. Кто-то ворчит: в университете учат слишком широко, на предприятии нужны конкретные знания и практический опыт. Но человек с высшим техническим образованием обучается быстро, в специфику предприятия вникнет за несколько месяцев. Некоторые считают, что вполне достаточно специального технического образования. Но в техникуме учат конкретному делу: учат паять – ты будешь паять, учат ремонтировать холодильники – будешь ремонтировать холодильники. У инженера широкий спектр технических знаний, которые можно применить во всех отраслях, в том числе зарождающихся – думать о перспективах всегда полезно. Словом, если есть голова на плечах, проблем с работой не будет».

Источник: https://www.stolitsa.ee/tallinn/