"Очевидец": реформа трудоспособности продолжает преподносить сюрпризы

Posted in Новости интернета

foto14.01.2024

Реформа трудоспособности была проведена восемь лет назад, но продолжает преподносить сюрпризы и курьезы. Случай 16-летнего Кристьяна с травмой руки – очередной пример того, что те, кого непосредственно затронула реформа, по-прежнему чувствуют себя подопытными кроликами в большом эксперименте.

Отец-одиночка Отт Хийс никогда не забудет 16 июня 2013 года. Ныне продавец и в прошлом организатор игр в пейнтбол, он в связи с работой принес домой пиротехнику и положил в углу комнаты в строящемся доме. Его старший сын Кристьян, которому тогда было шесть лет, играл, пока отец на втором этаже занимался своими делами.

"Он играл и нашел там одну коробку, в которой была петарда. Он взял ее и встал в дверях, в двух метрах позади меня", – рассказал в выходящей на ETV передаче "Очевидец" Отт Хийс.

По словам Кристьяна Хийса, он подумал, что нашел бумажные хлопушки. "И я решил хлопнуть одну. Раздался взрыв, и перед глазами все потемнело", –  вспоминает Кристьян.

Отец попытался перевязать кровоточащую руку сына кухонным полотенцем и вызвал скорую помощь. Он помнит, как один из сотрудников скорой помощи сказал ему поискать пальцы. Отец искал их вместе со спасателями, но не нашел.

"Было возбуждено дело о причинении тяжких телесных повреждений по неосторожности, с чем я абсолютно согласен, потому что как родитель и отец я в тот день со своей работой не справился", – констатировал Отт Хийс.

Кристьян пережил несколько операций. В результате несчастного случая он остался без двух с половиной пальцев. Он не может самостоятельно завязывать шнурки и выполнять некоторую работу, но учится в Таллиннской школе механики. Хотя он вел жизнь, мало отличавшуюся от жизни своих сверстников, десять лет назад у него была установлена инвалидность, которая, как того требовал порядок, регулярно продлевалась.

"На протяжении десяти лет каждый год я получал письмо, в котором говорилось, что срок инвалидности истекает и нужно пройти обследование, мол, покажите государству, что пальцы не отросли. Мы всегда приходили, как только нас вызывали, не тянули. Никто никогда больше ничего не просил, не было никаких проблем", – пояснил Отт Хийс. Но после того, как Кристьяну в декабре прошлого года исполнилось 16 лет – трудоспособный возраст с точки зрения государства, – посчитали, что он мог бы пойти на работу.

Восемь лет назад в Эстонии была проведена реформа трудоспособности, которая изменила ряд принципов установления инвалидности и трудоспособности, из-за чего в прессе появилось много критики и абсурдных примеров. Что и они с сыном станут участниками абсурдной истории, 38-летний отец-одиночка понял только в ноябре прошлого года, когда подал заявление на получение дополнительных дней отпуска, положенных родителю ребенка с недостатком здоровья.

Выяснилось, что реформа трудоспособности также изменила принципы, касающиеся родителей. Когда ребенку исполняется 16 лет, он становится трудоспособным с точки зрения закона, а также меняется подход государства к этому вопросу. Если до 16 лет инвалидность ребенка определяется Департаментом социального страхования, то с 16 лет он переходит в поле зрения Кассы по безработице, которая начинает определять его трудоспособность. Проще говоря, если раньше оценивалось, что молодой человек не может делать, то теперь оценивается, что он может делать.

Поэтому, когда в конце 2022 года Кристьяну исполнилось 16 лет, его отец подал заявление в Кассу по безработице, и у юноши была установлена частичная трудоспособность, но семья не сразу поняла, что Департамент социального страхования инвалидность больше не назначил.

Руководитель отдела услуг Департамента социального страхования Лейла Лахтвеэ пояснила, что первоначальную экспертизу проводит врач-эксперт Кассы по безработице, который дает оценку по всем основным областям, на основании чего принимается решение о степени тяжести инвалидности. "Это означает, что и в нашей системе решение в некотором смысле появляется автоматически", – пояснила она.

Отт Хийс отправил в департамент письмо с фотографией руки своего сына и попросил объяснить человеческим языком, каким образом человек с такой рукой не соответствует ни одному из условий установления инвалидности.

"Да, пальцев нет, но все же у Кристьяна была установлена частичная трудоспособность, что, по всей видимости, оправдано, ведь ограничения в работе рук не позволяют выполнять любую работу. Но степень тяжести инвалидности установлена не была. Ограничение в работе руки есть, но, согласно нынешней системе, не в той мере, чтобы установить степень тяжести инвалидности", – прокомментировала Лахтвеэ.

Если вкратце обобщить эту сложную историю, то, конечно, по словам чиновников, ампутированные в детстве конечности чудесным образом не отрастут, но, например, протезы постоянно совершенствуются и трудоспособность может улучшиться. Так что, по их словам, может оказаться, что у Кристьяна или других людей хоть и есть пожизненный диагноз, но это не означает, что степень тяжести инвалидности будет вечной. По просьбе "Очевидца" Департамент социального страхования проанализировал дело Кристьяна и, основываясь на имеющейся информации, отметил, что не видит, что что-то было сделано неправильно и решение следует пересмотреть.

В Эстонской палате людей с ограниченными возможностями отметили, что вышеупомянутая реформа привела к тому, что число инвалидов с каждым годом уменьшается, но точной причины не понимают и они. С одной стороны, радует, что людей с ограниченными возможностями вроде как больше вовлекают в трудовую жизнь, но с другой стороны, лишение статуса инвалида означает для человека с ограниченными возможностями или его опекуна отмену различных пособий, например, на восстановительное лечение или дополнительных дней отпуска. Это рассчитанное выздоровление, за которым некоторые усматривают также желание государства сэкономить на пособиях, вызывает у Отта Хийса упрямство.

"Ответ, который я там прочитал, гласил, что инвалидности нет, вы в принципе равны со всеми остальными. Это было сродни удару ногой в лицо. Как бы я ни старался позитивно смотреть на ситуацию, я не могу сказать: "Так, Кристьян, завязывай шнурки, дуй во двор, подтянись десять раз, потом возьми лопату и расчисти снег на парковке". Он просто не сможет сделать это так, как другие люди. И это никогда не изменится", – возмущается Отт Хийс.

Отдельный вопрос – как информация о том, что Кристьяну не назначили инвалидность, не дошла до родителя. Точнее, официально дошла, но на деле его отцу пришлось самому искать ее, прочесывая все системы. Затем началось канцелярское и автоматизированное общение с властями.

Лейла Лахтвеэ признала проблемы с коммуникацией. "Как я уже сказала, мы не всегда информируем о всех принятых решениях. Действительно, это уведомление пришло на электронный адрес ребенка, а не отца, что очень и очень прискорбно".

В Эстонии насчитывается около 120 000 человек с ограниченными возможностями, из которых около 10 000 младше 17 лет, как и Кристьян. По словам Отта Хийса, странно, что его сын и его товарищи по несчастью рассматриваются как несовершеннолетние взрослые: "Нельзя купить сигареты, алкоголь, водить машину, но можно спорить с Департаментом социального страхования по поводу инвалидности. Это немного странно".

И в Департаменте социального страхования, и в Палате людей с ограниченными возможностями считают, что систему, которая в настоящее время очень сложна и запутанна, следует упростить. Проблема в том, что это, скорее всего, вызовет еще большее недовольство, потому что, хотя инвалидность Кристьяна исчезла, назначенное ему за частичную трудоспособность финансовое пособие больше, чем пособие по инвалидности.

 "Для ясности, прозрачности и всего остального, наверное, было бы разумно, если бы эта возрастная группа была связана с категорией взрослых. Чтобы не было различия для возраста 16 и 17 лет, что ребенок – это ребенок до 18 лет, а затем наступает трудоспособный возраст", – считает Кристи Реканд из Палаты людей с ограниченными возможностями.

Однако это изменение может создать ситуацию сродни тришкиному кафтану, поскольку в этом вопросе много тонкостей, и для некоторых инвалидов в возрасте 16-18 лет это может привести к сокращению доходов и пособий.

Источник: https://rus.err.ee/