Страсти по “Черной пятнице”
Предрождественские трудовые конфликты во всех частях света
После Дня благодарения, отмечаемого в Северной Америке, начинается пора распродаж - “Черная пятница”. Маркетинговая традиция пришла даже в Россию, кое-как адаптировавшись под местный календарь. В Европе и США скидки побольше, а Рождество пораньше, и трудящиеся решили воспользоваться уязвимостью общества потребления и коммерсантов накануне праздников, чтобы в очередной раз потребовать справедливости для себя. Что из этого вышло, рассказывает “Солидарность”.
НЕ ДО СКИДОК, БЫТЬ БЫ ЖИВУ
25 ноября началась “Черная пятница”. Объясним оксюморон: чтобы продлить пору предпраздничного ажиотажа вокруг покупок, многие торговые компании продлевают распродажи на другие дни недели. Эта самая “пятница” может растянуться и на всю следующую неделю, и даже больше. Все же значение самой пятницы сохраняется, и не только символическое: пик скидок, а значит, и пик продаж приходится именно на это время.
И тем больнее будет удар от забастовки, решили работники торговли и служб логистики и доставки. (А в современном мире онлайн-покупки - это около 10 - 20% общего объема: в 2022 году их доля превысит 5 трлн долларов.)
Работники почтовой службы Великобритании Royal Mail бастовали в августе и сентябре, но их требованиям никто не внял. Забастовка 115 тыс. почтовых служащих в “Черную пятницу”, когда потребители массово делают покупки по выгодным ценам и ждут доставки своих заказов, - громкий способ напомнить, что стоимость жизни растет, а зарплата - нет.
Не ожидая немедленной реакции, работники почты запланировали и провели 48-часовую забастовку 30 ноября и 1 декабря и анонсировали забастовки еще на шесть дней в декабре. Последовательный ход в преддверии Рождества: два из шести дней - 23 и 24 декабря - непосредственно перед праздником.
Семь месяцев переговоров между Royal Mail и профсоюзом работников связи (CWU) не привели к соглашению. После подсчета наличных и потенциальных убытков почтовая служба говорит о возможном сокращении еще 10 тыс. рабочих мест. Но эти угрозы уже никого не заставляют прекратить стачку.
Волна забастовок в Соединенном Королевстве поднялась так высоко, что без участия правительства, одними частными переговорами, уладить все конфликты, скорее всего, не получится. Судите сами. Забастовка преподавателей университетов Великобритании 24 и 25 ноября оказалась крупнейшей в истории британского высшего образования - она затронула 2,5 млн студентов. В Шотландии к университетским преподавателям присоединились школьные учителя, и это была их первая стачка за 40 лет. Профсоюз “Королевский колледж медсестер”, объединяющий представителей профессии, тоже сообщил о забастовке, первой за 106-летнюю историю. Надежду на какую-то разрядку подарило только сообщение о новом предложении профсоюзу железнодорожников RMT, который назначил новые забастовки на 13 - 14 и 16 - 17 декабря. Если рабочие примут предложение, удастся избежать транспортного кризиса накануне Рождества.
Традиционной для “Черной пятницы” становится акция против компании Amazon под слоганом “Заставь Amazon заплатить” (Make Amazon Pay). В этом году в акции участвовали работники компании в 30 странах, в том числе в США, Великобритании, Германии. В общем, от Аргентины до Японии, во всех частях света. Требования, адресованные Amazon, не меняются: рабочих не устраивает оплата труда, система наблюдения и мониторинга продуктивности, которая делает из людей роботов, повышение требований к производительности, что провоцирует травмы, и антипрофсоюзная деятельность компании. Кроме забастовок и акций у складов Amazon, активисты устроили митинг на Манхэттене, под окнами пентхауса Джеффа Безоса, основателя компании.
Забастовки в “Черную пятницу” прошли и в компании другого миллиардера, Амансио Ортеги. Работники Zara, крупнейшего бренда, принадлежащего Inditex, и нескольких других брендов провели коллективную акцию в городе Ла-Корунья (Испания), где располагается штаб-квартира компании. Зарплаты работников розничных магазинов не поспевают за инфляцией, так что местная Конфедерация профсоюзов Галисии (CIG) не приняла предложение Inditex о единовременной выплате 1000 евро в 2023 году и подъеме зарплат на 200 евро к 2024 году. CIG требует поднять зарплаты продавцов с примерно 1400 до 2000 евро в месяц.
И наконец - скорее символическое, чем экономическое значение имела стачка работников универмага Harrods в Лондоне. Символ роскошного шопинга, в прошлом поставщик двора Ее Величества, универмаг, принадлежащий государственному управлению инвестиций Катара, неоднократно критиковался за несправедливость в отношении работников и оплаты их труда, за сексизм и глухоту к экологической повестке. В этот раз претензии к Harrods те же - зарплаты работников тают в сравнении с растущей стоимостью жизни. Персонал универмага бастовал в “Черную пятницу”, в последовавшие за нею выходные и планирует это делать каждые выходные декабря, включая канун Рождества, Рождество и День подарков - соответственно 24, 25 и 26 декабря.
УДАР В СПИНУ ОТ “ПРОФСОЮЗНОГО ДЖО”
Трудовой конфликт, грозивший США общенациональной забастовкой железнодорожников стоимостью 2 млрд долларов в день, разгорелся вокруг повышения зарплаты и введения семи оплачиваемых больничных дней в году. По инициативе президента Джо Байдена урегулировать спор пришлось на уровне Конгресса США и президентской подписи, поскольку 9 декабря было крайним сроком заключения соглашения.
Палата представителей одобрила повышение зарплаты на 24% с 2020 по 2024 год и единовременную выплату в размере 10 тыс. долларов. Одобрила она и семь оплачиваемых больничных. Однако Сенат проголосовал и за соглашение, которое профсоюзы отвергли, и за блокировку забастовки (автоматически - против семи оплачиваемых больничных).
Байден требовал от Сената немедленно положить ему на стол законы на подпись и получил их. И, судя по всему, получил именно такими, какими и было задумано. Трудящиеся США были обескуражены таким поведением “самого профсоюзного президента”: едва дошло до реального дела в поддержку профсоюзов и рабочего класса, как Байден предал свои предвыборные идеалы.
После удара в спину профсоюзам и анализа реакции на эту ситуацию администрации президента придется изыскивать способы вернуть расположение рабочих. Байден, конечно, сразу сказал: да, он знает, что рабочие не получили того, чего хотели, но это не конец борьбы, он, мол, сам всегда поддерживал оплачиваемые больничные и он обязательно их добудет. В общем, кинул кость.
Президента нетрудно понять: он не может искать поддержку только у профсоюзов, и, когда речь заходит о забастовке в трех крупных железнодорожных компаниях и вся экономика подвергается риску, он должен быть решителен и быстр. И то, как Байден потребовал положить ему законы на стол, прямо указывает, что расчет был именно на создание такого образа. А также на то, чтобы показать: он контролирует Сенат. Это важно было продемонстрировать сразу после неудачных - вопреки его собственной оценке - промежуточных выборов.
Но, с другой стороны, профсоюзы оказали решающую поддержку Байдену на его выборах на первый срок. Профсоюзные активисты и сейчас борются за демократического кандидата в Джорджии, где на 6 декабря назначен второй тур выборов. И если Байден действительно собирается на второй срок, то терять такого союзника было бы опрометчиво. Значит, скоро рабочие получат несколько мелких побед. Не столь важных, но таких, которые можно будет раздуть с помощью лояльной прессы - как встречу президента с профлидерами, среди которых был и новая звезда Крис Смоллс, лидер профсоюза работников Amazon (ALU).
В то же время этот конфликт - самая важная проверка для “профсоюзного Джо”. Законопроект PRO Act, который бы существенно улучшил положение профсоюзного движения в США, он продвинуть не смог и до новых выборов не сможет. (Надо признать, нет поводов утверждать, что демократы на выборах в 2024 году возьмут 60 мест в Сенате, а значит, PRO Act может так и остаться обещанием.) И вот когда дело дошло до того, чтобы действием показать, насколько Джо “профсоюзный”, господин президент предпочел популярное решение честному.
Игра рискованная, но и ставки высоки. Если Байден сейчас даст профсоюзам все ими желаемое, ему нечего будет обещать. А профсоюзам все равно некого поддерживать - за полтора года республиканцы не превратятся в партию рабочего класса. И поэтому президент будет и дальше говорить рабочим, что без него они не добьются того, чего хотят. Но и он им не даст этого вполне: если им нечего будет желать, он не победит.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/