Рынок труда в Европе остается нестабильным и противоречивым
МОТ: Россия, Турция и Польша - драйверы европейской экономики 2023 года
В прошлом номере “Солидарность” знакомила читателей с прогнозами изменений на рынке труда в 2024 году, представленными Международной организацией труда. Тогда речь шла об общих тенденциях, сейчас предлагаем анализ регионального рынка - Европы и Центральной Азии. Несмотря на напряженность, страны региона и Россию продолжают связывать экономические отношения. Более того, сама Россия включена в обзоре МОТ в данный регион. Рассмотрим отмеченные МОТ тенденции.
Ожидается, что после замедления роста ВВП Европы и Центральной Азии его рост в ближайшие два года ускорится. В прошлом году экономический рост в Европе и Центральной Азии продолжил замедление, снизившись с 6,4% и 2,6% в 2021 и 2022 годах до 1,4%. Однако ожидается, что в 2024 году рост возобновится - отчасти из-за положительных изменений в экономике Польши, Российской Федерации и Турции. Предположительно, в среднесрочной перспективе в ЕС будет наблюдаться сдержанный экономический рост - как результат инфляционного давления и высоких процентных ставок в еврозоне, влияющих на потребление домашних хозяйств и инвестиции.
Экономический рост Восточной Европы замедлялся из-за военного конфликта на Украине. ВВП Восточной Европы сократился на 1,5% в 2022 году, но вырос на 1,7% в 2023 году. Увеличение военных расходов РФ и высокий потребительский спрос в Турции способствовали росту экономики Восточной Европы. А в Северной, Южной и Западной Европе тоже прогнозируется определенный экономический рост: в 2023 году рост ВВП составил 0,7%, а в 2024 году, как ожидается, он увеличится до 1,2%.
Экономический рост в Центральной Азии остается высоким, несмотря на политическую напряженность. Страны Центральной Азии улучшили торговые отношения с Российской Федерацией, удовлетворив спрос, вызванный уходом международных фирм с российского рынка. Многие российские фирмы и частные лица были вынуждены переехать в этот регион; это привело к увеличению там спроса на недвижимость и гостиничные услуги, развитию розничной торговли. Возросший спрос России на труд мигрантов тоже способствовал росту ВВП стран Центральной Азии за счет переводов зарплат.
Основные показатели свидетельствуют о стабилизации рынка труда в Европе и Центральной Азии. В целом в регионе занятость продолжает расти в соответствии с ростом численности населения трудоспособного возраста. С недавнего максимума 7% в 2020 году уровень безработицы в 2023 году снизился до 5,7%. Занятость (соотношение числа занятых к численности населения) находится примерно на том же уровне, что и до пандемии, - около 58,5%.
Восточная Европа подвержена влиянию разнородных тенденций; на экономике региона сказываются последствия вооруженного конфликта на Украине. В Восточной Европе общая занятость населения снижается с 2022 года. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в 2025 году. Рабочая неделя в регионе с 2021 года тоже сокращается. Снижается и уровень безработицы. Отчасти это происходит из-за сокращения численности рабочей силы, вызванного старением населения и миграционным оттоком, что усугубляет положение.
Улучшение основных показателей в Центральной Азии в долгосрочной перспективе может замедлиться из-за экономической неопределенности. Уровень занятости населения в Центральной Азии - 52,9% - превышает долгосрочный средний показатель до пандемии (51,7%). Уровень безработицы продолжает снижаться; в 2023 году он достиг 7,1%, что значительно ниже показателя 2019 года (9%) и среднего допандемийного показателя за 2010 - 2019 годы (7,9%). Несмотря на это, на региональном рынке труда есть проблемы, особенно в его качественных показателях. Так, уровень неформальной занятости в 2023 году оставался высоким: в Центральной и Юго-Западной Азии он составил 36,4% - по сравнению с 19,5% в Восточной Европе и 9% в остальных частях Европы. В этих регионах Азии показатель неформальной занятости значительно улучшился (в 2010 году он был равен 46,5%), но все еще большой - 27 млн человек заняты неформально.
В первой половине 2023 года примерно в 50% европейских стран наблюдалось снижение уровня безработицы среди молодежи. В 2023 году положение молодежи на рынке труда в Европе постоянно улучшалось. В июне уровень безработицы среди этой категории населения в странах ЕС немного превышал 14%, что на 0,3% меньше, чем годом ранее. Улучшения с июня 2022 по июнь 2023 года были неоднородными: примерно в половине государств - членов ЕС наблюдалось снижение уровня безработицы, в то время как в других он рос. Частичное сокращение безработицы связано с нехваткой рабочей силы, с которой столкнулся ряд стран региона в 2020 - 2023 годах, что привело к росту занятости среди молодежи. Различные колебания в состоянии экономики стран Европейского союза вели и к изменениям на рынке труда.
За последние несколько лет значительно сократился уровень безработицы среди молодежи в Южной Европе (Eurostat). С июня 2022 по июнь 2023 года наиболее заметно безработица среди молодежи снизилась в Греции - более чем на 8%. Значительное сокращение произошло и в других странах Южной Европы: на Кипре - на 2,1%, в Италии - на 1,2%, в Португалии - на 0,8% и в Испании - на 1,8%.
Несмотря на эти успехи, безработица среди молодежи во многих странах остается высокой; в Италии, Греции и Испании она превышает 20%. В странах Евросоюза снижение безработицы среди молодежи произошло отчасти благодаря Европейской программе гарантий для молодежи (European Youth Guarantee), которая обеспечивала занятость молодых людей во время пандемии COVID-19. В Испании сокращению безработицы среди молодежи способствовало введение фиксированно-прерывистых контрактов (fijo-discontinuo), по которым человек может сезонно или периодически работать, считаться трудоустроенным и одновременно получать пособие по безработице. Тенденции к снижению безработицы могут также объясняться повышенным ее уровнем в ЕС в 2009 - 2010 годах, особенно в странах Южной Европы.
За пределами Южной Европы безработица среди молодежи растет. В отличие от Южной Европы в других странах региона безработица среди молодежи растет. Наибольший рост произошел в Чехии (на 6,3%) и Швеции (на 5,1%). По уровню безработицы среди молодежи в Европе Швеция сегодня занимает второе место (в июне 2023 года - почти 25%). Также наблюдался (хотя и незначительный по сравнению с показателем предыдущего года) рост безработицы в Болгарии, Хорватии, Люксембурге, Германии, Венгрии, на Мальте, в Нидерландах, Словакии, Польше и Финляндии.
Однако безработица среди молодежи значительно ниже своего пикового уровня. Несмотря на противоречивые данные о последних тенденциях в области молодежной безработицы, с максимального ее уровня в 2000 году все страны Евросоюза добились значительного ее снижения. Хотя большинство стран еще не достигло прежних минимумов, почти во всех из них показатели безработицы среди молодежи ближе к минимальным, чем к высоким. Исключение - Швеция, Чехия и Люксембург. Ситуация в этих странах может отражать длительное и непрекращающееся воздействие пандемии на молодых людей, которые непропорционально сильно пострадали от ее последствий. (О влиянии мигрантов и беженцев на безработицу в Европе в докладе МОТ не сказано ничего.)
Источник: https://www.solidarnost.org/