Гастарбайтеры в Эстонии часто вынуждены бороться за свою зарплату

Posted in Новости интернета

foto30.05.2022

  • Трудовой договор нельзя привязывать к договору аренды
  • Платить меньше минималки недопустимо
  • Военные беженцы в основном трудятся за минимальную зарплату

Иностранным рабочим в Эстонии часто бывает трудно получить справедливую заработную плату и другое вознаграждение, из-за чего общая сумма претензий, поданных в комиссию по трудовым спорам, превышает четверть миллиона евро. Больше всего заявлений в Комиссию по рассмотрению трудовых споров подали украинцы, пишет Postimees.

Если сравнить общее количество заявлений, поступивших в комиссии по рассмотрению трудовых споров, с аналогичным периодом прошлого года, то оно осталось точно таким же - 57 заявлений. Из них 23 помечены как поступившие от украинцев. Таким образом, споры, связанные с украинцами, составляют 40 процентов от претензий со стороны иностранных рабочих. Помимо украинцев, заявления также поступили от грузинских и латвийских работников.

«Нельзя сказать, что трудовые споры связаны с украинскими военными беженцами - скорее с украинцами, которые ранее приехали на работу в Эстонию», — сказала заместитель генерального директора Трудовой инспекции Меэли Мийдла-Ванаталу.

Больше всего трудовых споров, связанных с иностранной рабочей силой, приходится на строительную отрасль. По данным инспекции, большинство украинцев, вовлеченных в трудовые споры, составляют строители (22), далее ищут водители грузовиков (5) и сантехники (5). От представителей других профессий поступило по одному-два заявления.

«Главные проблемы — это невыплата заработной платы, которая составляет 275 248 евро», — сказала Мийдла-Ванаталу.

Меньше проблемных работодателей

В этом году в споры с иностранной рабочей силой вступило 34 работодателя, тогда как в прошлом году их было 49. Проблемных работодателей стало меньше, зато больше стало претензий к одному работодателю.

«Например, с пятью заявлениями связана компания AV Ehitus, четыре заявления были удовлетворены частично, а в одном случае заявитель не явился, — сказала Мийдла-Ванаталу. — Еще одна компания, против которой также подано пять заявлений— A&O Holding. Все заявления включают в себя требования выплаты заработной платы и отпускных. Эти случаи до сих пор находятся на рассмотрении».

По словам Мийдла-Ванаталу, тот факт, что людей эксплуатируют, пользуясь их незнанием законов Эстонии, вызывает тревогу. Поэтому Трудовая инспекция еженедельно проводит проверки компаний, в которых работают иностранцы. В настоящее время ведется мониторинг 28 таких компаний, и в 12 из них были зафиксированы недостатки. "Хорошо, что в Трудовом регистре были сделаны записи о них, но правила трудового договора, охраны труда и техники безопасности не соблюдались", - сказала она.

Основная проблема заключается в том, что трудовым мигрантам не разъясняются условия их труда, с ними вообще не заключается трудовой договор, а договоренности заключаются в устной форме. Иностранец либо не знает, либо не решается задавать вопросы, ведь ему важно, что он вообще устроился на работу, и он надеется когда-нибудь получить зарплату. В некоторых случаях условия труда представлены на эстонском языке, и работодатель утверждает, что предоставил перевод, но разговор с работником показывает, что он не знает, что сказано в документе, и имеет об этом другое представление.

Минимальная зарплата игнорируется

Работодатели либо не имеют ясного представления о том, что такое минимальная заработная плата, либо сознательно игнорируют ее. Поэтому в ходе надзора Трудовая инспекция сталкивалась с ситуациями, когда оговоренная заработная плата была ниже минимальной заработной платы. В качестве причин назывались испытательный срок и то, что сотрудник является новичком, поэтому его вклад еще не соответствует ожиданиям работодателя, а следовательно, ему выплачивается более низкая зарплата. Платить меньше за незнание эстонского языка нельзя: это было бы дискриминацией.

«Говорят, что они еще учатся и не все так хорошо знают или что местные у них тоже получают минимум, — сказала Мийдла-Ванаталу. — Неважно, местный ты или украинец, ко всем нужно относиться одинаково. Минимальная зарплата распространяется на всех, кто приступает к работе, и заработную плату ниже нее платить нельзя».

Действующая ставка минимальной брутто-зарплата составляет 654 евро в месяц или 3,86 евро в час. Иностранцам часто непонятно, является ли это суммой нетто или брутто. Очень редко кто-то решается спросить об этом. Поэтому все такие условия должны быть указаны.

«Единственная разница есть, когда сотрудник работает неполный рабочий день, — пояснила Мийдла-Ванаталу. — Если человек работает половину рабочего времени, он будет получать половину минимальной заработной платы, но тогда необходимо проверить, правильна ли его почасовая оплата».

Средняя или минимальная по отрасли?

Средняя заработная плата в сфере деятельности должна выплачиваться тем, кто был принят на работу на основании Закона об иностранцах. Это не относится к военным беженцам - последним в общем случае выплачивается минимальная заработная плата. Если заработная плата не была согласована в письменной форме, работник имеет право на среднюю заработную плату в отрасли согласно данным Департаменту статистики.

Надзор Трудовой инспекции показывает, что наибольший соблазн обобрать своих работников в части заработной платы - у тех компаний, которые страдают от длительной нехватки рабочей силы, и у тех, кто видит в этом возможность оптимизировать затраты, поскольку у них нет мотивации или возможности платить больше. В крупных и признанных компаниях такое не проходит, вне зависимости от того, откуда прибыл работник.

Еще один важный вопрос — рабочее время. «Мы слышим и видим, что требования к времени отдыха не соблюдаются, рабочие недели и рабочие дни недопустимо длинные, — сказала Мийдла-Ванаталу. — В качестве причин указывается, что работник еще учится, хочет работать больше или сам не уходит с работы. Здесь задача работодателя — сказать: на сегодня хватит, пожалуйста, иди домой».

В результате переутомления работник на следующий день устает, невнимателен, увеличиваются вероятность брака и риск несчастных случаев. Причина, по которой иностранный рабочий хочет сделать больше – надежда на более высокое положение, лучшую зарплату, более быстрое продвижение по карьерной лестнице. «У людей есть ожидания, связанные с работой, но работодатель должен их умерить», — сказала Мийдла-Ванаталу.

Иностранцу также сложно провести различия между типами договоров: трудовой договор, договор подряда и договор поручения. «Если работник подчиняется указаниям работодателя, это скрытые трудовые отношения, для которых необходимо добиваться минимальной ставки зарплаты», — пояснила она.

Нельзя связывать аренду с трудовыми отношениями

Бывают случаи, когда люди работают бесплатно. Это становится очевидным после окончания трудовых отношений, когда человек осознает, что здесь что-то не так. Иногда люди решаются рассказать об этом своим близким, и так информация доходит до Трудовой инспекции. Это очень скрытые случаи, которые выходят наружу только тогда, когда человеку предъявляется требование, например, по аренде или другим расходам.

В таком случае Трудовая инспекция оценивает достоверность ситуации, обмен сообщениями и электронными письмами, слова других сотрудников, свидетелей. Иногда сотрудники оказываются достаточно сообразительными, чтобы снять свою работу на видео, и это становится важным доказательством.

В случае продолжающихся трудовых отношений Трудовая инспекция выдает работодателю предписание о приведении трудовых отношений в порядок. В отношении зарплаты предписание распространяется на весь период работы, в том числе задним числом. Если трудовые отношения уже закончились, за работником сохраняется право обратиться в комиссию по трудовым спорам и взыскать недополученное вознаграждение. Для иностранцев это узкое место, о котором они не знают и не могут найти. Им часто вбивают в голову, что если они пожалуются, их больше никто не наймет на работу.

«Когда мы делаем выговор работодателю, он очень быстро заводит разговор о том что я, мол, предложил ему бесплатное жилье, и посмотрите, какой я хороший, весь мир должен быть мне благодарен, — сказала Мийдла-Ванаталу. — Тогда работодателя призывают к порядку и разъясняют, что это совершенно разные юридические аспекты. Договоры аренды могут заключаться, но этот договор полностью отделен от трудового договора, и там действуют другие правила игры».

Трудовая инспекция не прекращает надзор до тех пор, пока предписание не будет выполнено. Предписание может также сопровождаться предупреждением об уплате штрафа, которое может применяться многократно до выполнения требований. Предупреждение о штрафе обычно составляет от 500 до 1000 евро.

Увольнение в качестве мести

Бывают также ситуации, когда после предписания инспекции работодатель начинает не исполнять закон, а увольнять работников. «Работодатели пишут нам: теперь вы довольны? Я всех сокращаю, я намерен обанкротить свою компанию», — сказала Мийдла-Ванаталу.

«Работодатель не работает на нас или для нас, наша работа — проверять правильность трудовых отношений», - добавила она.

Трудовая инспекция не может оказать помощь, если работодатель решит прекратить трудовые отношения, но у работника все же есть право требования в таком случае.

«К сожалению, мы видим ситуации, когда наше предписание больше не подлежит исполнению, потому что трудовые отношения закончились. Тогда у людей нет другого выбора, кроме как обратиться в Комиссию по рассмотрению трудовых споров или в суд, и мы постараемся найти для них поддержку посредством помощи жертвам», — сказала Мийдла-Ванаталу.

Работодатели, которые пытаются обобрать рабочих-мигрантов, уравновешиваются работодателями, которые заступаются за иностранцев и выступают против работодателей-мошенников. «У нас есть работодатели, которые помогают работнику взыскать с предыдущего работодателя невыплаченную зараплату, — подтвердила Мийдла-Ванаталу. — Было довольно много таких случаев, и люди действительно заботятся настолько, что делают все для попавших в беду».

Источник: https://rus.postimees.ee/7533971/