- Bolt платит курьерам за доставку еды
- Эстонское законодательство требует уплаты налога с этих денег
- Однако Bolt налог не платит, конкуренты не решаются или не хотят использовать ту же схему
Bolt мухлюет с налогами в курьерском бизнесе
30.06.2022
Эстонское законодательство гласит, что если компания или учреждение (юридическое лицо, формальным языком) платит частному лицу деньги за какую-то деятельность, компания должна удержать подоходный налог с этой выплаты и, на самом деле (поскольку это трудовые отношения), также платить социальный налог. Bolt платит курьерам за доставку еды из ресторанов на дом, но налогов не платит. Вместо этого компания сплела сложную и неоднозначную юридическую схему вокруг бизнеса по доставке еды курьерами, что привело к созданию безналоговой зоны, выяснил Postimees.
Болт не интерпретирует свои отношения с курьерами как трудовые. «В отношении курьеров, предоставляющих услуги на платформе Bolt, неуместно использовать такие термины, как работа в Bolt полный или неполный рабочий день. Курьеры — это не сотрудники Bolt, а независимые поставщики услуги», — отмечает Яагуп Ялакас, генеральный директор Bolt Food в Эстонии.
Для сравнения, конкурент Bolt, компания Wolt, которая также занимается доставкой еды, использует другую интерпретацию. На взгляд Wolt, они состоят в трудовых отношениях с курьерами, используют трудовые договоры и платят подоходный налог государству со своих курьерских услуг. Postimees пообщался на ту же тему с другой эстонской компанией, которая планирует выйти на рынок в аналогичной сфере, и они также подтверждают, что исследовали происходящее на рынке, раскрыли схему Bolt с помощью юристов, но в итоге решили, что они не могут так действовать. «Большой налоговый риск. Бухгалтеры отказались, сказав, что не пойдут на это».
В данном случае речь идет о курьерах-частных лицах, а не о тех, кто оказывает услуги через OÜ или как физическое лицо-предприниматель (FIE). В последних случаях курьеры сами являются предпринимателями, и это их дело - платить налог. Речь идет только о частных лицах, но их большинство: по оценкам, это процентов 80-90 курьеров.
Странная ситуация. Как это возможно, что один (например, Wolt) платит налоги с одной и той же деятельности, а другой (Bolt) - нет?
С этим есть как минимум две проблемы. Во-первых, в Эстонии работают тысячи курьеров еды, с чьей работы остаются неуплаченными миллионы евро налогов. Эту сумму можно оценить в 5-10 миллионов евро за три года. А во-вторых, если компании формально действуют в Эстонии в единой правовой сфере, но на практике придерживаются разных толкований налогового законодательства, то результатом является недобросовестная конкуренция.
Легкий бизнес, путаница с законами
На первый взгляд кажется, что это простой бизнес. Обычный человек в роли клиента открывает приложение Bolt, выбирает подходящий ресторан, заказывает себе бургер, суп или весенние рулетики с начинкой и ждет, пока еда окажется за дверью. В счете клиент видит две вещи: цену еды и цену доставки отдельной строкой. Иногда цена доставки равна 0, если Bolt предлагает эту опцию бесплатно.
В глазах курьера тоже все просто. Он также работает через приложение Bolt, откуда ему поступает информация, и его работа заключается в том, чтобы просто забрать еду из ресторана и доставить ее клиенту. Деньги курьерской службы поступают на его банковский счет с банковского счета Болта. Точнее, со счета OÜ Bolt Operations. *
При внимательном рассмотрении переводов, весь курьерский заработок поступает от Bolt (т.е. поступает с банковского счета Bolt), но в счетах в отчетах между курьером и Bolt полученные деньги делятся на две графы.
Болт
Bolt (ранее Taxify, изначально mTakso) — эстонская компания-разработчик программного обеспечения, основной деятельностью которой является создание программного обеспечения для заказа такси.
Компания была основана в 2013 году Маркусом и Мартином Виллигами с целью создания общей платформы для эстонских и латвийских такси.
Услуга была запущена в Тарту и Таллинне в августе 2013 года. В 2014 году Bolt стал международным и расширился до Риги и Вильнюса.
В августе 2019 года компания запустила курьерскую службу Bolt Food в Таллинне и объявила, что в ближайшем будущем планирует расширить услугу на другие города Европы и Африки.
В 2020 году компания Bolt распространила прокат электросамокатов в Киеве. Ситуация вылилась в крупный скандал с мэром Киева Виталием Кличко.
В июле 2021 года компания объявила, что вскоре запустит сервис под названием Bolt Markets для доставки продуктов из своих «слепых магазинов» покупателям.
Сегодня Bolt насчитывает более 3000 сотрудников по всему миру. Среди работников представлено более 70 разных национальностей.
Bolt составляет отчеты для курьера еженедельно. Там построчно указаны все поездки, совершенные в течение недели, и полученная за них плата. В конце отчета есть резюме с двумя строками. В первой строке написано «со счета, выставленного клиенту», за ней общая сумма за неделю, например, 350 евро. А затем вторая строка «Плата приложения», и также общая сумма за неделю, например, 370 евро. Могут быть дополнительные строки, такие как «бонус за доставку» или «компенсация», но это небольшие суммы, которые сейчас не так важны.
Приведенный пример является гипотетическим, но он взят из курьерских отчетов, доступных Postimees.** Интенсивно работающий курьер может в хорошее время получать брутто-зарплату от 3000 до 4000 евро в месяц.
С деньгами, определенными как «счет, выставленный клиенту», все ясно. Это общая сумма того, что абонент видит на своем счету в качестве платы за доставку. Хотя эти деньги проходят через счет Bolt, в принципе их можно рассматривать как плату, уплачиваемую одним частным лицом (заказчиком) другому частному лицу (курьеру). С точки зрения налогообложения это могло бы означать, что курьер должен сам декларировать это обслуживание и сам платить налоги.
В реальной жизни, конечно, многие курьеры этого не делают. К тому же, многие из них являются иностранцами, которые могут даже не знать своих налоговых обязательств. Можно философствовать, насколько приемлема бизнес-модель, создающая среду для уклонения от налогов и вынуждающая налоговые органы заниматься десятками курьеров каждую неделю, но в этом случае Bolt все же может сказать: платить налоги — дело курьеров.
Совсем иная история с другой стороной курьерской службы. А именно: платформы гарантируют минимальную плату курьерам. У Wolt минимальная плата за доставку составляет 3,25 евро, у Bolt — 3 евро. Заказчики еды, конечно же, предпочитают предложения, где доставка бесплатная или за совсем небольшие деньги. В этом случае платформы, по сути, сами оплачивают разницу, так как ни один курьер не будет работать бесплатно.
В еженедельном отчете курьера Bolt выплаченная разница называется «Плата приложения». В счете, представляемом курьером компании Bolt, то же самое называется «Добавить транспортные расходы».*** А в годовом отчете Bolt написано «Поощрения». Кажется, это стиль Bolt, что одно и то же в разных местах называется по-разному. В любом случае, это те деньги, которые поступают непосредственно от Bolt. То есть, юридическое лицо (Болт) платит частному лицу (курьеру) за выполнение чего-то. Болт должен платить налоги за это, но не платит.
Postimees описывает схему, использованную Болтом, налоговой инспекции, при этом не указывая названия самого Bolt, чтобы налоговой инспекции было удобнее ответить. Тийна Нормак, начальник налоговой службы Налогового и таможенного департамента (MTA), отвечает однозначно: «Это доходы от заработной платы». Ответ не удивителен, так как эту тему уже неоднократно спорили в Эстонии. После всех уточняющих вопросов МТА также подтверждает, что не имеет значения, как вы назовете услугу (транспортные расходы, поощрение, плата приложения и т. д.), с точки зрения налогообложения это доход от заработной платы и юридическое лицо должно платить налоги с этих денег.
Но в отличие от Wolt, Bolt не платит подоходный налог с курьерских выплат. Официальный ответ Bolt конкретен: «Курьер — это поставщик услуг. Платить налог должен поставщик услуг».
Неуплата налогов – осознанный выбор
Неуплата налогов – это не случайная ошибка, а осознанный выбор. На фоне уверенного «налог должен платить поставщик услуг» Болт на самом деле достаточно точно знает, что ходит по хрупкому льду. Стоит даже прочитать их годовой отчет, который показывает, как старательно обходят тему. Bolt пишет в своем годовом отчете: «В отношении финансового потока от доставки еды Концерн (Bolt — М. С.) устанавливает цены, по которым услуги доставки оказываются конечному потребителю, а также вознаграждение, получаемое курьером». В переводе на человеческий язык: Bolt — начальник курьеров, мы определяем суммы, которые зарабатывают курьеры.
В другом месте Болт снова пишет: «В связи с тем, что поощрения водителей и курьеров не являются платежами за конкретные услуги/товары, которые Болт получает от менеджеров/курьеров, поощрения отражаются как уменьшение выручки». Снова в переводе обратно на человеческий язык: мы платим курьерам, но делаем вид, что это не плата за оказанную услугу, а потому не отражаем плату, выплаченную курьерам, как наш расход, а как уменьшение выручки.
Postimees консультируется с топовым адвокатом одной из ведущих юридических фирм Эстонии, который изучил различные соглашения и условия использования Bolt. Адвокат, попросивший об анонимности, объясняет, что вся юриспруденция у Bolt сбивает с толку, местами возникает такое впечатление, что нарочно выбрана тактика, чтобы сделать возможными различные истолкования. Например, пункт 7.4 соглашения между Bolt и курьерами гласит: «(Bolt) взимает рыночные сборы с ресторанов в пользу курьеров и направляет рыночные сборы, уплаченные ресторанами, курьерам». Это создает еще одну интересную теорию. «Возникает возможность трактовать, что рестораны — это и есть те, кто платит курьерам, и это будет означать, что ответственность за подоходный налог ложится вообще на рестораны», — поясняет адвокат.
Рестораны и кафе, конечно, ничего об этом не знают. Для них курьер — это всего лишь тип с логотипом Bolt, который ненадолго заскакивает и хватает пакет с продуктами. Было бы интересно, если бы кто-то выиграл спор о правильности такого толкование в суде и создал неожиданную налоговую нагрузку на рестораны и кафе.
Источник: https://rus.postimees.ee/