Опрос показал, что большинство европейцев считает возможной вспышку протестов из-за резкого роста цен. Комментируя тему дня для портала Stolitsa.ee, Николай Караев назвал целый ряд причин, почему он не верит в то, что жители нашей страны выйдут на улицу в знак протеста против роста цен:
«Думаю — и почти уверен, — что в Эстонии протестов не будет очень долго, если будут вообще. Здесь никто не протестовал по экономическим поводам никогда. Единственный значимый протест за эти тридцать с лишним лет — апрель 2007 года. Тогда же власти показали, что готовы разгонять протесты без лишних соплей и весьма эффективно, а то и подавлять их в зародыше, а в обществе утвердилось понимание, что протестовать против власти нехорошо — на улицу выходят покричать только враги Эстонии, но ничего, полиция с ними разберется. Мы обожаем разглагольствовать о свободе, но у меня впечатление, что все понимают: любой «неправильный» с точки зрения власти уличный протест автоматически пробудит к тебе интерес компетентных органов — и заклеймит тебя как того, «кто не с нами и против нас».
К тому же мы страна северная, а протестовать под дождем и снегом — совсем не то, что выходить на улицу в жарком Египте или солнечной Италии: приятного мало, хочется домой, а не вот это все, тем более, что никакой протест ничего не изменит. У Эстонии нет опыта уличных протестов с положительным результатом. «Элита» у нас отдельно от народа — и не намерена идти у него на поводу ни за что. А если бессмысленно идти протестовать, зачем вообще ходить? В холодрыгу-то?
Но главная причина — в крайней раздробленности эстонского общества. Оно раздроблено национально, оно раздроблено классово, оно раздроблено географически, политически и как угодно еще. Отчасти это наследие еще советского времени, отчасти — следствие бездарной социальной, экономической и прочей политики после восстановления независимости. Следствие атомизации — как и в России, кстати, — это солидарность, наблюдаемая разве что на микроскопическом уровне. Именно поэтому у нас все не просто плохо, а кошмарно плохо с профсоюзами — элементарной формой солидарности в любой демократической стране (напомню, что когда реформисты были у руля в прошлый раз, они попросту отказывались разговаривать с имеющимися профсоюзами; зачем?).
Так что — никаких значимых протестов. Как максимум — скромные пикеты на Тоомпеа. Пара самодельных плакатов, синие от холода губы и редкий японский турист, все это машинально фотографирующий.
Буду рад ошибиться. Увы, вытащить людей из СССР оказалось легче, чем вытащить СССР из людей. Почти никто особо и не пытался — «элите» легче, когда ей никто всерьез не угрожает. Экономика должна упасть не знаю как, чтобы все позабыли про этнический и классовый раскол и пошли бастовать и протестовать всерьез. Конечно, все бывает в первый раз. Но пока почему-то первого раза у нас не было».*
*Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции портала Stolitsa.ee.
Источник: https://stolitsa.ee/tema-dnya/