Наталья Ауг

See e-posti aadress on spämmirobotite eest kaitstud. Selle nägemiseks peab su veebilehitsejas olema JavaSkript sisse lülitatud.

Причина – отказ от импорта российской электроэнергии. Глава энергоконцерна также предположил, что стоимость электроэнергии в обозримом будущем может побить все предыдущие рекорды. «В последнем квартале этого года и в первом квартале следующего мы можем увидеть новые рекорды, которые будут где-то на уровне 400 евро за мегаватт час. И если в декабре прошлого года цена немногим выше 200 евро казалась нам высокой, то в начале следующего года она может быть в два раза больше», – сказал Суттер.

Неожиданный рекорд

Как стало ясно уже через несколько дней, предсказанный сценарий может оказаться излишне оптимистичным. Вечером 17 августа стоимость электроэнергии в Эстонии, Латвии и Литве была в десять раз выше прогнозируемой для холодного сезона – 4000 евро/МВтч, в этот день на рынке не хватало 1000 мегаватт энергии. В Финляндии в этот же промежуток времени электроэнергия стоила в три раза дешевле. Для сравнения, до этого рекордом стоимости для стран Балтии было 1000 евро, установлен он был в декабре прошлого года. Весной во Франции в отдельные часы стоимость электричества уже взлетала до 5000 евро за мегаватт.

«Столица» задалась вопросом, насколько серьезной проблемой для Эстонии может стать дефицит электроэнергии и к каким последствиям он может привести.

По словам руководителя энергетического портфеля Alexela Кальви Ныу, основных причин возможного катастрофического дефицита электроэнергии в регионе две. Одна из них – внезапная авария на одной из производительных мощностей, особенно опасно это в холодное время года. Вторая – нехватка газа для работы крупных региональных газовых электростанций.

Тынис Варе, исполнительный директор Союза предприятий электропромышленности, уточняет, что в самой Эстонии достаточно производственных мощностей для покрытия внутригосударственных потребностей в электроэнергии. «У соседних стран таких мощностей нет, они зависят от импорта электроэнергии. Имеющиеся у соседей мощности по большей части работают на газе, и, если обеспечить достаточные и реальные запасы газа в регионе не удастся, именно это может стать причиной дефицита электроэнергии в регионе», – сказал он «Столице». По его мнению, на сегодняшний день пока рано говорить о том, что мы столкнемся с дефицитом электроэнергии, поскольку дополнительные возможности импорта природного газа все еще ищутся, и пока еще есть надежда, что к концу года их удастся найти.

С временем наперегонки

Ныу менее оптимистичен. «Для минимизации риска сценария, обусловленного дефицитом газа, мы сейчас играем с временем наперегонки, прилагая усилия к тому, чтобы терминал для сжиженного газа в Палдиски был построен до начала зимы. Что касается сценария с возможной аварией, то остается только уповать на то, что этого не произойдет. Новых крупных мощностей в странах Балтии и Финляндии в обозримом будущем не будет построено, а исчезновение с рынка российского электричества только усугубит дефицит электроэнергии в регионе», – таков был его комментарий «Столице».  Отвечая на вопрос о возможных тяжелых последствиях потенциального дефицита вроде принудительного снижения потребления или отключений, представитель энергетической кампании отметил, что скорее склоняется к тому, что они ограничатся «(сверх)высокими ценами», но и другие возможные развития событий он не исключает. «Опасаться ограничений в снабжении электроэнергией скорее стоит не бытовым потребителям, а предприятиям. По всей вероятности, первыми под удар попадут крупные промышленные потребители», – уточнил Ныу.

Как показала среда 17 августа, в условиях заоблачных цен предприятия могут и сами остановить деятельность, не дожидаясь отключений дефицитной энергии. И если крупнейшие торговые центры Таллинна, Ülemiste и Viru на время пиковой стоимости ограничились отключением вентиляции и кондиционеров, то мясоперерабатывающее предприятие Nõo Lihatööstus приостановило работу.

«Производить продукты питания при таких ценах на электроэнергию просто невозможно, – пояснил в пресс-релизе председатель совета Nõo Lihatööstus Симмо Круустюк. – Местная пищевая промышленность и продовольственная безопасность в целом уже пострадали. Если такие условия сохранятся, отечественная пищевая промышленность полностью исчезнет». Находящийся в Нарва-Йыэсуу спа-отель Noorus уже сообщил о массовом сокращении сотрудников, а позже – о возможном закрытии из-за высоких тарифов на электричество.

Тынис Варе полагает, что предположения о принудительных мерах экономии энергии в отношении бытовых потребителей будут спекуляцией. Большему риску подвергаются промышленные предприятия. По его мнению, государство должно также незамедлительно заняться проблемой конкурентоспособности конечной цены на электроэнергию для промышленного потребителя и реального содержания надежности поставок. В Эстонии цена электроэнергии не является одним из элементов содержания безопасности поставок. Стандарт надежности электроснабжения допускает законное отключение промышленных потребителей, но не полную гарантию электроснабжения.

Инвестировать самим

В ситуации, когда производство не покрывает потребление, биржа электроэнергии потеряла смысл. Эстонии следует выйти из этой системы и сосредоточиться на инвестициях в управляемые генерирующие мощности и распределительную сеть, считает профессор энергетических технологий Таллиннского технического университета Алар Конист.

«Швеция и Норвегия ограничивали и ограничивают экспорт энергоносителей, в свете таких новостей и нам следует подумать об уходе», – передает слова Кониста портал rus.err.ee. Конист отметил, что Европейский союз постоянно находился в сильной зависимости от импорта энергоносителей, что стало особенно актуально в связи с войной России против Украины. В Эстонии, по его словам, дела обстоят лучше, чем в остальной Европе, поскольку объем импортируемой энергии невелик, однако нашей проблемой является техническое состояние мощностей, они часто оказываются на ремонте. По его словам, Эстонии следует самой инвестировать в свою энергетическую безопасность, хотя это и означает немалые расходы. Никто другой этого не сделает.

По оценкам Кониста, вырабатываемая сланцевыми электростанциями Эстонии электроэнергия, может быть доступна по цене 120–140 евро за МВт/ч.

Впрочем, экс-руководитель Eesti Energia Сандор Лийве предлагает более простое решение, чем уход с биржи электроэнергии Nord Pool. «Чтобы обеспечить народу Эстонии электроэнергию по разумной цене, правительство как владелец Eesti Energia может внести поправки в закон и определить, кому и по какой цене Eesti Energia должна поставлять электроэнергию. Именно так работает Eesti Energia для всех договоров с фиксированной ценой, заключенных в любое время», - сказал Лийве в интервью порталу ERR.

Сложное уравнение

По словам же премьер-министра Каи Каллас, очень просто предлагать уйти с биржи и сосредоточиться на производстве электроэнергии для себя. Объемы производства не всегда покрывают наши потребности.

«И это еще не все. Если взглянуть на страны Балтии, то в вопросе производства электроэнергии карты находятся в руках у Эстонии. Латвия, на территории которой располагается газохранилище, владеет этими картами. У Литвы есть жидкое топливо и соответствующее преимущество, которого, опять же, нет у нас. Мы очень зависим друг от друга. Если Эстония проявит эгоизм на рынке электроэнергии, то ответом будет дефицит газа и жидкого топлива. А в этих ресурсах мы тоже нуждаемся. Это очень сложное уравнение, не имеющее простого решения», — подчеркнула она.

К сведению

20 августа Латвийское телевидение сообщило, что юристы Министерства экономики Латвии оценивают, может ли страна использовать для своих нужд чужие резервы природного газа, хранящиеся в Инчукалнском газохранилище. В начале августа компания Latvijas gāze объявила, что у нее не хватит запасов для снабжения латвийских домохозяйств газом в новом отопительном сезоне.

Напомним, что в Инчукалнском подземном газохранилище находятся и принадлежащие Эстонии запасы газа.

Источник: https://stolitsa.ee/estoniya/