Кристина Климук

See e-posti aadress on spämmirobotite eest kaitstud. Selle nägemiseks peab su veebilehitsejas olema JavaSkript sisse lülitatud.

Количество безработных, не имеющих работы как минимум 12 месяцев, во втором квартале текущего года составило 9000 человек. «Это один из самых низких показателей за долгое время. В последний раз такое небольшое число людей, оставшихся без работы на длительный срок, отмечалось в начале пандемии, во втором квартале 2020 года», — прокомментировала ведущий аналитик Департамента статистики Катрийн Пыллуяэр. К слову, нынешний уровень безработицы весьма далек от рекордного: 5,8 % по сравнению с почти 20 % в первом квартале 2010 года. Тогда, согласно статистическим данным, число безработных достигало 137 тысяч.

В начале текущего года ситуация на рынке труда существенно улучшилась по сравнению с пандемийными годами, по большей части за счет снятия коронавирусных ограничений. Туристы вернулись в Эстонию, и сектор услуг начал вновь нанимать обслуживающий персонал. Однако с изменением политической, экономической и энергетической ситуации в мире Эстония столкнулась с новыми вызовами в виде стремительного роста уровня инфляции, задержек поставок товаров и сокращения экспорта и импорта.

«Ухудшение экономического климата неизбежно влияет на рынок труда, хотя это влияние ощущается с некоторым опозданием. Согласно нашим прогнозам, спрос на рабочую силу в этом году уменьшится, а уровень безработицы вырастет еще немного. В 2023 году уровень безработицы будет выше в первую очередь по той причине, что в исследование трудовой занятости будут включены и украинские беженцы, получившие в Эстонии временную защиту. По сравнению с 2020-2021 годами число безработных вырастет по причине повышения активности на рынке труда», – сказала экономист Банка Эстонии Орсоля Соосаар.

Главный вопрос – будут ли расти зарплаты?

Согласно последним данным Департамента статистики, средняя брутто-зарплата во втором квартале этого года выросла по сравнению с тем же кварталом прошлого года на 10,1 %, составив 1693 евро. Однако, реальная заработная плата снизилась на 8,4 %, поскольку рост потребительских цен опережал рост заработной платы. Другими словами, зарплаты выросли, но на эти деньги теперь можно купить товаров и услуг на 8,4 % меньше, чем годом ранее. За всю историю независимости Эстонии реальная заработная плата никогда не сокращалась настолько сильно. 

Центробанк Эстонии прогнозирует в текущем 2022 году некоторое ускорение роста заработной платы. В то же время нет предпосылок к тому, что темп роста зарплат будет поспевать за все растущими ценами. Тому есть несколько причин.

«В Эстонии нечасто встречается индексация зарплат, то есть рост цен не означает автоматически роста зарплат. К тому же за ростом цен стоит в первую очередь стремительное удорожание сырья и энергии, а не оптимизм предприятий по части будущего, как это обычно бывает при экономическом буме. Чувство уверенности предприятий в отношении будущего скорее сместилось в пессимистическую сторону, поскольку все боятся ухудшения экономической ситуации на внешнем рынке, что тормозит рост зарплат. В то же время часть эстонских предприятий производят товары и предлагают услуги, цены на которые выросли больше, чем их расходы на производство, благодаря чему их прибыль выросла. С восстановлением экономики можно вновь ожидать некоторое более быстрое по сравнению с инфляцией и ростом производства повышение зарплат», – отметила Соосаар.

Основные проблемы рынка труда

С начала пандемии на рынке труда Эстонии главной тенденцией является дефицит кадров, особенно высококвалифицированных специалистов. Ситуация в 2022 году стала еще более напряженной. Сейчас количество вакансий больше, чем соискателей, и это является серьезной проблемой для многих предприятий.

Согласно данным Департамента статистики, в первом квартале этого года в Эстонии предлагалось более 13 000 вакансий, что на 38 % больше, чем годом ранее.

Во время пандемии и кризиса 2020 года максимальное количество безработных было зафиксировано в марте 2021 года — 8,8 % (56 878 человек). Но уже в сентябре прошлого года безработица вернулась к допандемийным значениям и сократилась до 6,8 %.

«Первые месяц-два с приходом пандемии рынок был в шоке, многие компании решили приостановить наем сотрудников. Поберечь ресурсы — это стандартная стратегия в шоковой ситуации. Затем многие компании адаптировались и вновь стали нанимать новых людей. Во время пандемии резко вырос спрос на работников интернет-торговли, доставщиков товаров и айтишников. Одновременно снизился спрос на работников в сфере туризма, досуга, общепита. В этих сферах мы наблюдали массовые сокращения работников», — говорит Ирен Томски, основатель агентства по найму персонала CV Partner.

Как отмечает Томски, на сегодняшний день активнее всего сотрудников набирают компании в сезонных отраслях — туристическом секторе, сельском хозяйстве и строительстве. По части предлагаемых вакансий, согласно порталу трудоустройства CVKeskus, все также лидирует сфера обслуживания — 1800 активных вакансий по состоянию на август 2022. Следом идет продажа (1180 вакантных мест), затем производство (950) и общепит (более 800 вакансий). Самое большое количество рабочих мест предлагается в Таллинне (2300) и Харьюмаа (2900).

Если говорить об избытке рабочей силы, то, согласно исследованию потребности в рабочей силе, которое Касса по безработице проводит дважды в год, сегодня работодатели не испытывают трудностей при поиске работников по вводу данных, бухгалтеров, офисных помощников, журналистов, специалистов в области подготовки и развития персонала, а также руководителей служб по сбыту и маркетингу.

«Кроме того, в результате коронакризиса стал наблюдаться избыток лекторов, поскольку многие курсы перешли в тот период в онлайн, и многие там и остались, поэтому на данный момент на рынке труда наблюдается избыток специалистов по обучению, — говорит пресс-секретарь Кассы по безработице Екатерина Калиничева. — Сейчас на портале Кассы по безработице около 6,5 тысяч вакансий, весной их было на 3 000 больше». Пресс-секретарь Кассы по безработице также подтверждает, что работодатели действительно испытывают нехватку квалифицированных работников, которых они могут принять на работу уже с имеющейся квалификацией и опытом без необходимости предлагать обучение на месте с нуля. 

Соискатель стал требовательнее

Руководитель отдела по работе с персоналом фирмы Airwave Хеле Мальмет отмечает, что в такой специфической области, как вентиляционные системы и тепловые насосы всегда было сложно найти специалистов. Предприятию приходится идти на уступки и выбирать кандидатов по большей части на основании их личностных качеств. Сейчас же, как говорит Мальмет, кандидаты, особенно молодые, стали более требовательными к условиям труда. «Соискатели теперь больше ценят свое свободное время и личную жизнь и выбирают скорее более гибкого и лояльного работодателя. Кроме того, кандидаты, помимо заработной платы, спрашивают и о дополнительных благах, например, о страховании здоровья, хороших и современных условиях труда, возможности удаленной работы, служебном автомобиле, компенсации расходов на топливо».

Мальмет поражает то, насколько не имеющие большого опыта соискатели работы стали самоуверенными в нынешней ситуации. «Несмотря на то, что у них отсутствует опыт работы или он весьма минимальный, их ожидания от работодателя сравнимы с ожиданиями работников с многолетним стажем. Запросы по зарплате стали у молодых людей невероятно высокими. Молодежь скорее откажется от предлагаемого места работы, чем снизит свои ожидания по части оплаты труда».

Почти все работодатели на сегодняшний день придерживаются мнения, что большая часть рынка труда находится на данный момент в руках соискателей работы.

Источник: https://stolitsa.ee/estoniya/