По словам Вялья, увольнения, охватившие деревообрабатывающую промышленность, вызваны несколькими причинами. В первую очередь оказались в бедственном положении те компании, которые сотрудничают непосредственно с конечным покупателем, например, продающие садовые домики или мебель за границу. «Пиломатериалы дефицитные и дорогие, рынок жилищного строительства в упадке после корона-бума, энергия дорогая», – перечислил Вялья причины, по которым эстонские производители не выдерживают конкуренции. В Европе спрос начинает снижаться, и покупатель не готов платить за растущие цены на древесину. Если в Эстонии инфляция составляет около 25 процентов, то в основном в еврозоне она составляет десять процентов.
Несколько сотен увольнений
Хотя средства массовой информации часто связывают кризис в лесной промышленности только с войной на Украине и уходом с рынка дешевого сырья из России, Вялья называет дополнительной проблемой то, что в последнее время в Эстонии был присвоен природоохранный статус многим лесным угодьям, а запрет на летнюю вырубку был продлен до трех месяцев, что делает эстонскую древесину дороже по сравнению, например, с финскими и шведскими бревнами. «Мы привозим бревна из Швеции и Финляндии, распиливаем их на доски и продаем обратно», – описал Вялья недавно возникшую тенденцию. В то же время, возможности зарабатывать для лесообрабатывающих предприятий тоже начинают сокращаться. «В Швеции электричество дешевле, потому что там больше возобновляемых источников энергии, а также есть там и свои лесопилки», – заявил Вялья.
Эстонские компании больше не конкурентоспособны
Наши объемы в настоящее время значительно сокращены, но мы до сих пор не увольняем людей. Мы реорганизовали работу и сумели занять свободных сотрудников на новой линии отделки, которая сейчас запускается на предприятии, а также на других должностях.
Однако можно сказать, что конкурентоспособность эстонских предприятий на мировом рынке явно упала из-за роста цен на сырьевые товары, которые в Эстонии стали дороже, чем у основных конкурентов из соседних стран. Кроме того, сказывается влияние цен на энергоносители. Это уже начало отражаться в экономике Эстонии в целом.
Лесные и лесообрабатывающие предприятия уже весной обращались к правительству и предупреждали, что в ситуации, когда прекращается импорт сырья из России, а война влияет на всю экономику, ограничения, тормозящие работу отрасли, крайне опасны. К сожалению, нас не услышали, весеннее ограничение на лесозаготовки длилось почти три месяца, и это еще больше усугубило влияние нехватки сырья.
Мы создали в Эстонии очень сильную отрасль биоэкономики, основанную на местном сырье, высоко дигитализированную, и способную преуспеть в условиях глобальной конкуренции, предлагая продукцию с высокой добавленной стоимостью . Однако нынешние национальные действия и бездействие вытесняют эстонские компании из глобальной конкуренции.
Что касается увольнений, Вялья подчеркнул, что они не проводили никаких исследований среди компаний, чтобы точно определить, сколько всего работников могут быть уволены . Однако, судя по последним новостям, можно с уверенностью сказать, что увольнений будет несколько сотен. 150 человек потеряли работу из-за закрытия Repo Vabrikud, Palmako заявила, что в этом году будет сокращено сто рабочих мест, в Standard будет уволена десятая часть сотрудников , то есть 20 человек, – по словам Вялья, перечень на самом деле гораздо длиннее. Поскольку это предприятия, расположенные в сельской местности, Вялья считает, что Эстонию снова ждет эмиграция. «Если вам приходится уезжать из сельской местности, вы поедете даже не в Таллинн, а сразу в Финляндию», – сказал он.
У кого, по мнению Вялья, дела обстоят лучше? У предприятий, так или иначе связанные с энергетикой, т.е. производящих щепу или пеллеты.
Но, по словам Вялья, в лесной отрасли времена настолько переменчивы, что никто не осмеливается предсказывать даже на несколько месяцев вперед. Кризис усугубится или нет? Откуда-то прилетит очередной удар? «Нужно быть готовым быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства. Если вы действительно видите, что не можете людям предоставить работу, сокращайте. Но в период короны мы увидели, что те, кто слишком поспешно проводил сокращения, не смогли потом вернуть своих работников обратно», – сказал Вялья.
Критикуют правительство
Правительство подвергается критике со стороны почти всех лесопромышленников. Но не только. На этой неделе 11 организаций, объединяющих предпринимателей, и профсоюзных организаций представили обращение к правительству, в котором, среди прочего, выразили свое непонимание того, как Латвии удалось добиться назначения так называемой «климатической цели» с намного более щадящими требованиями, чем Эстонии.
«Для всех сейчас тяжелые времена в экономике, при этом хотят поднять зарплаты учителям и спасателям, увеличить пенсии и социальные выплаты. Государство не должно мешать успешной отрасли дополнительными ограничениями. В трудные времена наш сектор мог бы стать одним из тех, кто способен предлагать решения и спасать положение, если бы государство не вмешивалось и не усугубляло ситуацию дополнительными ограничениями. Например, я бы на их месте более решительно отстаивал интересы Эстонии в Европейском Союзе и не позволял бы там навязывать Эстонии обязательства, которые негативно влияют на весь промышленный сектор, всю экономику Эстонии и десятки тысяч людей», – сказал Вялья.
Источник: https://rus.postimees.ee/7626629/