- Минимальная заработная плата в Эстонии - одна из самых низких в Европе
- При сравнении минимальных зарплат необходимо учитывать различия в налоговых системах
- Более ясную картину уровня жизни дает медианная заработная плата
Новый закон повлечет за собой рост зарплаты на 34 процента
15.11.2022
Ровно через два года в Эстонии должен быть принят Закон о заработной плате Европейского союза, который повысит заработную плату двух совершенно противоположных групп, то есть получателей минимальной заработной платы и политиков.
В настоящее время минимальная заработная плата в Эстонии составляет 654 евро брутто. Если бы завтра вступил в силу закон, введение которого членам Европейского союза разрешено оттянуть до ноября 2024 года, зарплаты многих жителей Эстонии резко подскочили бы. Поскольку директива предусматривает, что людям может выплачиваться только прожиточный минимум, а он установлен в размере 60 процентов от медианной заработной платы (заработная плата, относительно которой половина работающих в Эстонии получает меньше, а половина больше) или 50 процентов от средней заработной платы, в соответствии с нынешними суммами, это изменение привело бы к увеличению минимальной заработной платы на 34 процента, или 877 евро.
Минимальная заработная плата в Эстонии является одной из самых низких в Европейском союзе. Среди 21 страны, сообщившей Евростату о заработной плате, Эстония занимает 14-е место; в этом году нас резво опередила и Литва, где минимальная заработная плата составила 730 евро, а инфляция сопоставима с эстонской. Лучшим в Европе является Люксембург, где умудряются платить людям минимальную заработную плату более 2300 евро. Здесь необходимо учитывать, что приведены суммы до уплаты налогов, и то, что люди получают, зависит исключительно от налоговых различий в каждой стране.
Минимальная заработная плата в Эстонии в нижней части рейтинга Европейского союза
В дополнение к получающим минимальную заработную плату от этого значительного повышения выиграют и те, кто занимает должности, зарплата на которых связана с минимальной зарплатой. Эти изменения могут коснуться и оплаты за услуги органов местных самоуправлений, такие как плата за детские сады и родительские пособия. Косвенно это также повлияет на зарплату политиков, потому что давление на минимальную зарплату, вероятно, подстегнет стремление зарабатывать больше и средне оплачиваемых работников.
Центральному союзу профсоюзов закон нравится, хотя ряд деталей еще нужно проработать в Эстонии. Прежде всего, относительно того, какое количество денег будет рассматриваться в качестве прожиточного минимума. Глава союза Яан-Хендрик Тоомель отметил, что профсоюзы предпочли бы, чтобы эта цифра составляла 60 процентов от средней заработной платы. Однако Департамент статистики Эстонии последние несколько лет держит в секрете медианную зарплату и вместо этого отправляет запросы на ту страницу, где вы можете сравнить свою зарплату с зарплатой других представителей той же сферы. Медианная заработная плата значительно ниже средней заработной платы и дает более объективное представление о реальной заработной плате, выплачиваемой в стране, поскольку величина средней заработной платы может быть искусственно завышена из-за очень небольшой группы получателей очень высокой заработной платы.
Что должно быть доступно за эти деньги?
По словам Тоомеля, то, что должна обеспечивать достаточная для проживания заработная плата, даже важнее, чем цифра. «Достаточная для проживания заработная плата в дополнение к экономической состоятельности должна позволять работающему человеку участвовать в общественной жизни – ходить в театр, заниматься хобби и быть самодостаточным, например, снимать квартиру. Хорошо, если он также может сделать накопления в размере от трех до шести месячных заработков на случай трудных времен», – объяснил Тоомель.
Более критически к закону относится генеральный директор Центрального союза работодателей Арто Аас, который акцентирует внимание не столько на аспектах достаточности заработной платы для проживания, сколько на экономике в целом. «Директивой не предусматривается единого размера минимальной заработной платы в Европейском союзе, то есть ни конкретного числа, ни коэффициента. Это, кстати, даже никогда и не планировалось», – подчеркнул Аас.