Кырбе: учителя не жадные, просто они годами работают за слишком низкую зарплату
24.11.2023
Эстонские учителя не жадные, просто они годами выполняют свою работу за слишком низкую зарплату и в какой-то момент чувство миссии пропадает, сказал член правления Союза учителей, преподаватель Кадриоргской немецкой гимназии Михкель Кырбе.
В передаче Esimene stuudio на канале ETV Кырбе отметил, что народ Эстонии бастует довольно мало и учителя могли бы положить этому начало. При этом Кырбе не убежден, что забастовка, которая, по всей видимости, будет объявлена, что-то даст учителям.
"Я для себя еще окончательно не решил, будет ли это иметь значение, раздражит ли общество то, что учителя снова начнут требовать денег, потому что СМИ, к сожалению, в сфере образования, каждый год в качестве главной новости всегда сообщают о повышении зарплаты учителей. Мы не очень много говорим о сути работы учителя, о возросшей нагрузке, но все время говорят о зарплате. Сегодня у меня нет убежденности, что эта забастовка что-то даст учителям", – сказал он.
"Учитывая, как мало бастует эстонский народ, учителя могли бы положить этому начало. И учитывая, что в общеобразовательных школах работает около 15 000 учителей, то если мы начнем бастовать, общество это точно заметит. Однако необходима более широкая дискуссия в обществе о профессии учителя и о том, что происходит в образовании. И если для этого нужна забастовка, значит, пусть это будет забастовка, раз другого выхода нет", – считает Кырбе.
По его словам, на протяжении многих лет учителя выполняли свою работу за слишком низкую зарплату, и в какой-то момент силы заканчиваются.
"Учитель не жадный. Учитель, я думаю, очень жертвенно выполнял эту работу в течение многих лет за практически никакие деньги, из чувства миссии. Но в какой-то момент чувство миссии не позволяет оплачивать счета, не позволяет оплачивать экскурсии для детей, и для этого нужно, чтобы люди с магистерской степенью, с педагогической квалификацией подрабатывали летом. Учитель в летний отпуск находит работу, чтобы заработать дополнительные деньги на достойную жизнь. Это ненормально, и я вижу, что коллега, вернувшись из отпуска, вообще не отдыхал, а работал с утра до ночи, собирал клубнику в Финляндии, убирал гостиницу, чтобы заработать дополнительные деньги. В какой-то момент чувство миссии пропадает, – констатировал гость передачи.
Кырбе добавил, что в последние годы преподавателям также пришлось столкнуться с дополнительной нагрузкой в виде коронавирусного кризиса и украинских учеников: "Слишком много всего, и сегодня зарплата учителей уже не компенсирует тех высоких ожиданий, которые общество возлагает на них".
Правительство заявляет, что у него нет денег на повышение зарплаты учителям в следующем году в том объеме, на который рассчитывали преподаватели. По мнению Кырбе, правительству следовало честно сказать, что оно не будет повышать зарплаты учителям, и разработать долгосрочный план повышения зарплаты.
"Мы не хотим, чтобы каждый октябрь начинались споры о том, будет ли повышаться зарплата учителей или нет. Дайте перспективу: сегодня не можем повысить, но у нас есть идея и план. Я думаю, что учителя были бы довольны этим. Но играть в игры, давать по евро, говоря, что зарплаты повышаются", – прокомментировал он.
Государство должно понять, что образование на родном языке – это роскошь
Правительство хочет завершить реформу школьной сети, и одна из идей заключается в объединении небольших школ на более высоких ступенях. По словам Кырбе, содержание эстонской системы образования обходится недешево, но в то же время разнообразие эстонских школ – это огромная ценность, которую не следует разрушать таблицей Excel.
"Мы как государство должны понять, что для такой маленькой страны, как Эстония, иметь систему образования на родном языке очень дорого, что это роскошь, и готовы ли мы как общество платить за это, а не принимать сегодня решения в области образования только на основе таблицы Excel. Многие министры говорят о том, как они посещают школы, оценивают разноликость эстонских школ, говорят, что каждая школа имеет свои особенности. Своеобразие эстонских школ, то, что в каждой школе совершенно другая школьная культура, свои замечательные традиции, это национальная ценность, жаль, если ее выбросят на помойку истории с помощью таблицы Excel", – сказал Кырбе.
Комментируя борьбу между оппозицией и коалицией в Рийгикогу, Кырбе отметил, что сфере образования следует сторониться политики. Он также напомнил, что от решений нынешних политиков будет зависеть судьба эстонской молодежи через 50 лет.
"Когда шесть лошадей пытаются тянуть телегу в разные стороны, то доехать до ярмарки очень сложно. Я предлагаю, прежде всего, одно: как при создании Союза учителей Эстонии в 1917 году было решено, что перед эстонскими школами не должны ставиться политические задачи, что в образовании не должно быть политики. Пусть политики на Тоомпеа поймут, что пятилетний план – это хорошо, но от решений, которые мы принимаем сегодня, зависит, где молодежь Эстонии окажется через 50 лет".
Авторитет учителя изменился
Кырбе считает, что авторитет учителя изменился по сравнению с тем временем, когда он сам был школьником. По его словам, сейчас учителям приходится часто иметь дело с тем, что люди стали очень чувствительными.
"На самом деле в семьях Эстонии высоко ценят учителя. Есть некий неприятный контингент, очень небольшой, который считает, что учитель превратился в уборщицу, обслуживающий персонал, чуть ли не в водителя ассенизационной машины, который просто оказывает услуги по обучению, а я – король и требую услуги. Это очень маленький процент, и с таким отношением школы сейчас справляются", – сказал он, приведя пример того, что учителям иногда приходится объяснять оценки учеников адвокатам семей.
Однако, по его словам, работа учителя не является сложной, и учителям следует больше говорить об этом.
"Что в этом сложного. У тебя полный класс молодых людей, жаждущих учиться, замечательные коллеги, родители, поддерживающие тебя на 99%. Я не хочу, чтобы учителя были в роли жертв. Мы, учителя, сами создаем этот образ. Если говорить о том, как трудно быть учителем, как вы думаете, захочет кто-то идти в учителя?" – подытожил преподаватель.
Союз работников образования требовал повысить минимальную зарплату учителей на 11% в 2024 году, но был согласен и на повышение зарплат на 8% при условии заключения коллективного договора с четкой перспективой дальнейшего роста зарплат учителей в 2025–2027 годы. Однако в ходе переговоров по госбюджету повышение минимальной зарплаты было согласовано всего на 1,77%, или на 31 евро (брутто).
Источник: https://rus.err.ee/