"Импульс": история выгорания врача – от повышения в должности до заявления об уходе
Почему врачи уходят из профессии? Свою историю выгорания в передаче "Импульс" рассказал бывший руководитель отделения экстренной медицины Клиники Тартуского университета Куйдо Нымм.
Стало сложно справляться с повседневными проблемами: и на работе, и в личной жизни, пропала эмпатия. Такими словами описывает врач Куйдо Нымм свое состояние, когда после долгих лет на ответственной должности чаша в какой-то момент переполнилась настолько, что он со дня написал заявление об уходе. Также тему выгорания врачей в передаче прокомментировала работающая в отделении экстренной медицины Клиники Тартуского университета сестра Нымма Кюлли Пыдер.
Начало истории 53-летнего Куйдо Нымма похоже на истории многих врачей. Учась на врачебном, он работал санитаром в отделении реанимации. Истинную страсть к работе он ощутил, когда стал помимо работы семейным врачом в Вигала ездить в "скорой". Так он со временем попал в отделение экстренной медицины, где быстро сделал карьеру и стал руководителем отделения.
"Конечно, в связи с этим сразу увеличилась нагрузка, возросла ответственность, жизнь стала куда сложнее. Будучи руководителем, нужно принимать решения. А в медицине так принято, что руководитель – не просто так. Он частично руководит и частично продолжает основную работу врача", – рассказал Нымм.
Так доктор Нымм продолжил на полставки руководить, а на вторые полставки – лечить людей. Совмещение двух ролей длилось около десяти лет.
"Людей ведь не хватает, люди заболевают, болеют их дети. При основной нагрузке возникает обязанность сразу реагировать, быть готовым реагировать и по вечерам, по выходным", – отметил он.
В итоге выходило, что в иной месяц работы набиралось на 400 часов, при том, что обычно люди в среднем работают по 168 часов в месяц.
"Это печальная практика: руководители отделений часто берут обязательства на себя и идут на дополнительные дежурства. Кто-то же должен работу делать. Пациент приходит с проблемой, и кто-то должен его принять", – добавил Нымм.
В работе руководителя есть и обязанности не столько приятные, сколько обременительные: бумажная работа, бюрократия. Понемногу Нымм начал ощущать усталость, вплоть до того, что ему, по его словам, стало сложно справляться с повседневной жизнью. Пострадали и отношения с коллегами.
"Уставший человек легче раздражается, легче возникают конфликты", – пояснил он. При этом Нымм признает, что в медицине действительно более токсичная рабочая среда и больше конфликтов.
"Одна из причин этого – чрезмерная нагрузка, другая — традиции. Если у нас где-то на руководящем уровне появилась такая токсичность, то это считается приемлемым. Возможно, даже годами", – сказал он.
Сестра Нымма Кюлли Пыдер отметила, что брат стал более резким: "Он всегда был немного резким. Это была не нервозность, а какие-то резкие высказывания. Он сурового склада, прямолинеен. Может, иногда так и надо. Таким отделением нелегко руководить".
Нымм также признался, что при ежедневной работе с людьми, нуждающимися в помощи, у него начало пропадать чувство сострадания. Он называет это притуплением чувства сострадания. "У выгоревших в медицине часто бывает так, что чувство сострадания снижается и может дойти до слишком низкого уровня, где не должно быть", – рассказал врач.
По словам сестры Нымма, брат не смог поставить работу на паузу даже тогда, когда умерла их мать. "Мы, конечно, оба поддерживали друг друга, но так как его работа была очень напряженной, у него и у самого было меньше времени отдохнуть, примириться со смертью мамы, проработать это в себе", – рассказала Кюлли Пыдер.
У Нымма оставалось все меньше времени на личную жизнь. В итоге его почти 13-летний брак, в котором родилось трое детей, закончился разводом.
"Конечно, одним из упреков было, что я много работаю, я больше занят работой, чем домом, женой и детьми, что было правдой" – отметил Нымм.
После развода у Нымма возникли привычки, только ускорившие процесс выгорания. Нымм отмечает, что у него могла быть депрессия, однако, как типично для эстонского мужчины, он не пошел к врачу.
"В какой-то момент даже работал больше – зарывался в работе. Снова начал курить, прибавил в весе, много ел. Это характерно для ночных смен. Люди в ночных сменах часто едят, просто чтобы не уснуть, чем-то себя занять", – рассказал Нымм, добавив, что также увлекся компьютерными играми.
Наконец, и окружающие начали обращать внимание на состояние Нымма.
"Когда годами пытаешься что-то изменить и видишь, что без конца стараешься, а ничего не меняется, то это вызывает ощущения бессмысленности и фрустрации. Именно ощущение бессмысленности – невозможность быть услышанным, например в денежных вопросах в отделении, и было причиной, которая привела к заявлению об увольнении", – сказал Нымм.
Это решение Нымм принял за столом на собрании в 2018 году, где решались финансовые вопросы отделения экстренной медицины.
"Так и было – все, хватит, дальше я не пойду. По сути, зашел за угол и написал заявление с просьбой прекратить мои административные обязанности, и ушел. Руководители отделений среднего звена имеют довольно короткий "срок жизни". Люди просто не выдерживают", – подытожил врач.
Источник: https://rus.err.ee/