Маргарита Корнышева,
советник Эстонского бюро депутата Европарламента Яны Тоом
Отвечает юрист Елена Каржецкая.
Работаю в магазине. Недавно нам передали обязанности по комплектации продукции, чего в наших трудовых договорах нет и за что нам не платят. Это правильно или нет?
Однозначного ответа я вам дать, к сожалению, не могу. Трудовое законодательство крайне формализировано. Все, что касается исполнения служебных обязанностей, того, насколько новые распоряжения соответствуют указанным в трудовом договоре, нельзя анализировать только на основании слов.
Рекомендую сначала проштудировать свою должностную инструкцию и понять, какие именно обязанности вы на себя взяли, подписав трудовой договор. Если там отсутствует обязанность комплектации, то выполнять ее вы не обязаны, а работодатель, навязывая вам эту работу, нарушает закон.
Если вам сложно разобраться в том, что вы подписали, рекомендую обратиться в Трудовую инспекцию, где есть бесплатная помощь юриста по вопросам трудового права. Только обязательно возьмите с собой свой договор и свою должностную инструкцию.
Я уборщица в учебном заведении. Зарплату оговаривали из расчета восьми часов работы. Со временем площадь уборки увеличилась вдвое, а платят столько же. Как убедить работодателя, что мою зарплату пора пересмотреть?
Норматива относительно того, сколько м2 должна убрать уборщица за восьмичасовой рабочий день, нет. Это вопрос соглашения сторон. Как выяснилось, в вашем трудовом договоре четкая цифра площади уборки не прописана, поэтому при увеличении этой площади говорить о переработке, а значит, требовать повышения зарплаты не получится. Но тогда и убирать всю эту новую площадь вы не обязаны, если не укладываетесь в восьмичасовой рабочий день.
На рабочем месте установлена система видеонаблюдения с записью звука. Считаю, что такой контроль со стороны работодателя выходит за рамки допустимого. В трудовом договоре пункта о том, что меня могут в постоянном режиме слушать и смотреть, нет. Никаких внутренних правил на сей счет я не видела. Как грамотно выразить работодателю свое несогласие с такой системой?
С одной стороны, работодатель имеет право вести видеонаблюдение и записывать звук на рабочем месте во время исполнения работником служебных обязанностей. Работник, безусловно, должен быть об этом извещен. Поскольку речь идет об обработке личных данных, он должен также знать, в каком объеме, где, с какой целью собираются эти данные, как они хранятся, кто имеет право доступа к ним и как они могут быть использованы.
Если работодатель превращает эти видео- и аудиозаписи в просмотр вечерних телесериалов, это, конечно, нарушение правил обработки личных данных. Такие ситуации рассматривает Инспекция по защите данных (Andmekaitse inspektsioon). На ее сайте имеется (и на русском языке) инструкция, регламентирующая, в каких случаях работодатель может вести видеозапись, какие условия он обязан соблюдать и на что не имеет права.
В случае несогласия с системой видеонаблюдения первое, что надо сделать, это письменно потребовать у работодателя сообщить вам, какие ваши личные данные он собирает, с какой целью, как обрабатывает. Попросите, чтобы он дал вам возможность ознакомиться с этой информацией. Работодатель обязан ответить – этого требует законодательство Эстонии, это вытекает из Генерального регламента ЕС о защите персональных данных.
Если ответа не будет, то можно обратиться опять-таки в Инспекцию по защите данных, которая разъяснит работодателю, где находятся границы дозволенного.
Я стала руководителем торгового предприятия и обнаружила, что один из продавцов практически не владеет эстонским языком, хотя по закону должен иметь языковую категорию B2. Не хочу, чтобы в случае чего штраф повесили на меня. Что делать?
Штраф сразу никто не выписывает. Перво-наперво делают предписание конкретному работнику, чтобы тот доказал степень владения государственным языком, и дают время на выполнение этого предписания. Через назначенное время Языковой департамент снова проверит этого человека и, если сдвигов к лучшему не увидит, оформит ему штраф. Перенести его на руководителя или работодателя невозможно. Работодателю штраф назначают тогда, когда тот не прикладывает никаких усилий, чтобы работники выполняли требование законодательства.
Вам следует начать с того, что поставить работника в известность относительно того, что, согласно Закону о языке, к нему предъявляются такие-то языковые требования. Надо внести соответствующие изменения в должностную инструкцию, с которой ознакомить и работника. Затем вы должны установить срок – скажем, три месяца, – в течение которого работник обязан принести вам либо документ, подтверждающий необходимый уровень владения эстонским языком, либо доказать, что он его учит на курсах.
Если работник оставит все ваши действия без внимания, можете пригласить специалиста Языкового департамента, который вынесет ему предписание. Точно так же вы вправе пригласить проверяющего, если, несмотря на представленные документы, работник явно не владеет языком.
Наступил на работе на гвоздь. У медиков это не зафиксировал. Имею ли право на компенсацию от работодателя за травму на рабочем месте?
Не имеете, поскольку скорую вы не вызвали, к врачу не обратились, травму, полученную при выполнении рабочих обязанностей, не подтвердили.
В результате несчастного случая на работе, не по своей вине погиб мой супруг. Возбуждено уголовное дело, расследование длится уже очень долго. Как мне все же взыскать с работодателя покойного мужа компенсацию?
Удобнее всего в рамках уголовного дела, до того, как оно уйдет в суд, подать прокурору исковое заявление (в таком случае госпошлину платить не надо) о том, что в связи с гибелью вашего мужа в результате несчастного случая на рабочем месте вы желаете, чтобы его работодатель возместил вам ущерб. Следует обозначить, о каком именно ущербе идет речь – имущественном (материальном), неимущественном (моральном) или обоих сразу. Необходимо прописать и сумму. Решение вынесет суд.
Размер неимущественного ущерба в Эстонии, как показывает судебная практика, не особенно велик. По максимуму можно говорить о суммах в 20 тысяч евро и немного выше. Что касается материального ущерба, то необходимо учитывать потерю кормильца, то есть соответствующий потерянный доход вашей семьи за вычетом пенсии по утрате кормильца. Периодичность и продолжительность выплат определите сами, но, разумеется, их следует обосновать.
Я заразилась на работе гриппом. Это считается профессиональным заболеванием?
О профзаболевании мы говорим тогда, когда оно установлено врачом по гигиене труда (töötervishoiuarst). То есть заболевание должно являться следствием вашей профессиональной деятельности, что, собственно, и призван определить упомянутый специалист.
Если я пенсионерка, но работаю по трудовому договору, могу ли уйти с работы со дня?
В такой ситуации на вас распространяется общее для всех трудовое законодательство, в котором сказано, что работник, желая уволиться, должен отработать определенный период времени. Как правило, это 30 дней.
Чтобы уйти со дня, надо получить и согласие работодателя. Если согласие не получено, а с работы вы ушли, то работодатель имеет право взыскать с вас компенсацию за недоработанные дни – за то, что уволились раньше, чем предписывает закон.
Регистрация на бесплатные юридические консультации Эстонского бюро депутата Европарламента Яны Тоом – по понедельникам с 9 до 12 часов по тел. 6720311.
Источник: https://stolitsa.ee/index.php/