Обучение на работе: после увольнения придется отработать или заплатить?
24.01.2019
Чаще всего главное, что требуется при приеме на работу, это опыт, потому что специфика разных отраслей требует различных навыков и умений. Некоторые фирмы готовы взять сотрудника без соответствующих знаний, но с условием прохождения обучения. Порой курсы повышения квалификации могут проводиться и для тех, кто работает давно. Компании тратят на это деньги и время, а потому иногда выставляют счет тем сотрудникам, которые выучились и захотели уйти. Имеет ли право работодатель требовать денег или отработки за обучение, разбиралась «МК-Эстония».
Обучение для работы может быть в самых разных отраслях. Это может быть обучение с нуля для соискателя без опыта или курсы повышения квалификации для тех, кто уже работает. Во всех случаях фирма вкладывает деньги в своих настоящих или будущих работников. Но работник волен найти нового работодателя, а работодатель в свою очередь может захотеть вернуть свои потраченные впустую деньги.
10 000 евро за уход с работы
Именно так произошло с 30-летним сержантом, летным техником авиабазы ВВС Кристьяном, о котором писал Postimees. В 2016 году стало известно, что ВВС Эстонии получат в подарок от США два транспортных самолета M 28 Skytruck. Чтобы эксплуатировать новые самолеты, эстонским военным требовались новые знания. Поэтому Кристьяна и других летных техников отправили в Польшу на обучение, которое стоило почти по 10 000 евро на каждого летчика.
Время шло, а эти знания так и не были применены на практике, потому что самолеты все никак не доставляли, и Кристьян решил уйти из армии. В апреле 2018 года он получил предложение о работе в немецкой фирме по обслуживанию самолетов, которое было очень перспективным для его карьеры. Но после написания рапорта об увольнении из ВВС мужчину ждал неприятный сюрприз. Вместе с приказом об увольнении из ВВС Кристьян получил требование вернуть в течение месяца потраченные на его обучение в Польше 9956 евро. Оказалось, что это обычная практика – военные проходят дорогостоящее обучение, но при этом связаны обязательством оставаться на службе определенное количество лет. Не хочешь отрабатывать – можно заплатить, ведь получается, что армия теряет ценный кадр, который сама обучила.
Отработай или плати
«Мы заключаем с работниками отдельный договор об обучении только для тех курсов, которые касаются напрямую требований, исходящих из Закона о безопасности. Например, для курсов квалификации работника охраны или начальника охраны, – комментирует менеджер по коммуникации G4S Eesti Реймо Райя. – Квалификационные курсы охранников должны проходить все работники охраны, так как это является требованием для занятия охранной деятельностью. Согласно договору об обучении, работник должен какое-то время у нас проработать. Если он этого не делает, то обязан частично компенсировать расходы на обучение».
Реймо Райя отмечает, что охранник получает квалификацию на всю жизнь и может работать с ней в каких угодно других охранных предприятиях.
«Такими договорами об обучении мы защищаем себя от ситуации, когда работник учится за счет G4S, а после получения диплома идет работать к конкуренту, – объясняет Райя. – Что касается других курсов на предприятии, мы считаем, что обучение – это все-таки в первую очередь интерес работодателя, а также обязанность оплачивать расходы на них. Также мы выплачиваем работнику среднюю зарплату во время участия в дополнительных курсах».
В Swedbank, по словам, пресс-секретаря Лидии Кальюнди, тоже заключают договоры в случае дорогостоящих или специальных долгосрочных программ обучения персонала. Однако к каждой ситуации подходят индивидуально, и в действительности требования по отработке или неустойке применяются очень редко.
Работодатель берет риски на себя
Несмотря на то, что обучение для работы проходят во всех банках, отношение к нему может быть разным.
Действительно, в такой специфической и ответственной сфере, как банковское дело, все наши новые работники вне зависимости от должности проходят необходимое базовое обучение, которое дополняется необходимыми специальными курсами, связанными с конкретикой новой должности, – рассказывает менеджер по коммуникации банка SEB Юлия Пийльманн. – Вне зависимости от опыта работы необходимые в банковской сфере навыки и знания планомерно обновляются, и можно сказать, что у нас все работники находятся в процессе постоянного обучения».
Что касается неустойки, в SEB данный метод не практикуют и считают, что испытательный срок, на который обычно заключается договор с новым работником, существует не только для работодателя, но также и для работника, который вправе свободно решать, насколько ему подходит новое место работы, организация и коллектив.
В магазинах, например, чтобы претендовать на должность кассира, тоже нужно проходить обучение, но все риски зачастую тоже берет на себя работодатель.
Так, например, в Rimi Eesti Food AS, по словам пресс-секретаря Катрин Батс, придают большое значение повышению уровня квалификации сотрудников посредством обучения, поэтому готовы взять на себя риск, что работник после обучения может от них уйти, но никакой неустойки за это не требуют.
«Prisma предлагает своим сотрудникам различные виды обучения – языковые курсы, курсы повышения квалификации, курсы гигиены, мастер-классы по управлению и общению и прочие. Участие в проводимых в Prisma курсах не налагает на сотрудника обязательства проработать на предприятии какой-либо конкретный период или выплатить какую-либо сумму фирме в том случае, если он решит покинуть наше предприятие», – отвечает менеджер по персоналу Prisma Peremarket AS Айли Пыллу.
Читайте договор
Но как простой работник может обезопасить себя от ситуации, в которой при увольнении его заставят оплатить пройденное когда-то обучение? Как долго работодатель может обязать отрабатывать потраченные на курсы деньги, и каким образом это должно быть оговорено?
«Если работодатель обучает сотрудника, как работать на новом месте, например, где брать инвентарь, к кому обращаться по тому или иному вопросу и т. п. , то можно считать, что такое обучение проводится в интересах самого работодателя, поэтому работнику следует платить среднюю зарплату, и никак компенсировать такое обучение он не обязан», – отвечает присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex.
Если же работодатель по договоренности с работником проводит и оплачивает дополнительное обучение, которое полезно не только для работы, но и для самого работника, и если объем затрат превышает разумные пределы, то, отмечает присяжный адвокат, стороны могут до курсов заключить договор, что сотрудник должен будет отработать у работодателя определенное время, до трех лет, иначе будет обязан возместить расходы в той части, которую не покрыло отработанное время. Такое соглашение должно быть обязательно письменным, должно быть оформлено отдельно (а не незаметно содержаться в трудовом договоре) и до обучения. В договоре нужно указать содержание и стоимость обучения.
«Решений Госсуда по данному вопросу найти не удалось, это значит, что существующая ныне практика может быть переоценена, например, когда такое дело однажды попадет в Госсуд, поэтому нужно быть осторожным, – предупреждает Евгений Твердохлебов. – Из-за отсутствия направляющей судебной практики невозможно четко ответить, какие расходы могут считаться разумными, а какие – превышающими разумный предел. Также не совсем ясно, где именно провести границу, какие знания работника полезны только работодателю, а какие полезны еще и самому работнику. Чтобы уменьшить риски, работодателю стоит по возможности отправлять на дорогое обучение только проверенных и благонадежных сотрудников».
Источник: https://www.mke.ee/sobytija/