Реальная заработная плата, или покупательная способность населения, в Эстонии упала до уровня более чем трехлетней давности. Михкель Нестор считает, что массы обеспокоенных и недовольных людей являются благодатной почвой для щедрых обещаний политиков помочь населению:
«Волна инфляции, охватившая почти весь мир, выдвинула центробанки и политиков на передовую противоборствующих сил. Одни хотят снизить инфляцию, другие стремятся компенсировать ее эффект деньгами. Ждать финала этой игры можно еще довольно долго.
2022 год с экономической точки зрения проходит бурно, переворачивая с ног на голову преобладавшие последние 15 лет условия, когда кредиты выдавались бесплатно, а инфляция была крайне низкой. Показатели инфляции в крупных экономиках, таких как еврозона и США, взлетели до рекордных высот, а Европе даже достигли двузначных чисел. До недавнего времени это было немыслимо. Почему все так произошло, вероятно, будут анализировать еще десятилетиями, и простых ответов экономическая наука не дает. Хотя ключевые слова понятны: коронавирус, печатание денег, энергетика. Где и насколько влияет каждый фактор, демонстрирует и текущая инфляция. Хотя в сентябре рост цен в США был чуть ниже, чем в еврозоне, по существу проблема в Штатах была серьезнее — домохозяйства продолжают активное потребление, и в результате высокого спроса растут цены, по сути, на всё. Базовая инфляция сейчас очень сильна и в Европе, но в этом виновата, по большому счету, дорогая энергия, которая сейчас входит в состав практически всех товаров и услуг. Для центральных банков и то, и другое – очень плохие новости.
Повышение процентов должно привести к удорожанию кредитов, сократить объем циркулирующей в экономике денежной массы (или, по крайней мере, замедлить ее рост) и, таким образом, взять под контроль спрос, что в свою очередь обеспечит контроль над инфляцией. Это неизбежно означает, что жизнь участников экономики станет тяжелее. Однако плохая новость состоит в том, что людям уже сегодня живется трудно. Из-за быстрого роста цен в большинстве стран еврозоны уверенность потребителей упала до самого низкого уровня за последние десятилетия. Массы обеспокоенных и недовольных людей являются благодатной почвой для щедрых обещаний политиков помочь населению. Так, многие европейские страны уже ввели широкие программы поддержки, позволяющие компенсировать цены на энергоносители, снизить налоги и увеличить другие пособия. Однако этот курс прямо противоположен тому, к чему стремятся центральные банки. Дело в том, что щедрая финансовая помощь правительства позволяет не сокращать потребление, то есть ожидаемого снижения спроса не произойдет. А без этого взять инфляцию под контроль невозможно.
Но что же нас все-таки ждет? Еще долго можно будет наблюдать бурные метания и перебрасывание «горячей картошки» между правительствами и центральными банками. Несмотря на рост процентных ставок, быстрое увеличение государственных расходов кажется почти неизбежным. Война в Украине будет иметь далеко идущие последствия. Европейским и азиатским странам в ближайшие годы придется вкладывать значительные средства в национальную оборону, чтобы противостоять угрозам со стороны России и Китая. Энергетический кризис, скорее всего, вынудит инвестировать еще большие суммы в энергетику. Опасения по поводу безопасности цепей поставок замораживают инвестиции в промышленный сектор. При этом старение населения вынуждает тратить больше средств на социальное обеспечение. Однако демография находится и на другой чаше весов — то же стареющее население стремится экономить, что снижает так называемую «естественную» процентную ставку. Будут ли инфляция и процентные ставки в ближайшие годы высокими или низкими, на этот раз действительно покажет только время».*
*Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции портала Stolitsa.ee.
Источник: https://stolitsa.ee/index.php/tema-dnya/