До начала собрания нам удалось понаблюдать лично, насколько теплые чувства питают и малыши, и выпускники сада к уволенной учительнице. Дети разных возрастов и многие пришедшие родители подходили к ней и выражали ей свою поддержку. На собрании даже был молодой паренек, который учился у Людмилы более десяти лет назад и пришел поддержать любимую учительницу. Родители подтвердили, что Людмила – педагог от бога и дети радуются каждой встрече с ней. Одна женщина рассказала, что в группе Людмилы учились оба ее ребенка, а сейчас должен был пойти уже ее внук.
Учитель утверждает, что ее выжили
Людмила рассказала, что у нее не сложились отношения с новым директором детсада Юлией Деминой, а за все предыдущие десятилетия никаких конфликтов с руководством детсада не было. С коллегами у нее тоже всегда были хорошие отношения. По словам Людмилы, все изменилось летом этого года, когда на должность директора пришла Демина. Конфликт возник после первого случая коронавируса при новом руководителе. Людмила рассказала, что 23 августа помощник учителя в ее группе заболел коронавирусом, но это не заставило директора принять меры: в помещениях группы не провели влажную уборку и кварцевание. «26 августа директор вообще забыла дать помощника и мне пришлось в одиночку накрывать на стол, частично мыть посуду, столы. – говорит Людмила. – Я поинтересовалась у руководства, входят ли в мои обязанности уборка и мытьё посуды?» Здесь, видимо, нужно учесть занятость Юлии Деминой – она также до сих пор является директором детсада Паэ. Людмила рассказала, что помощника ей дали, но затем новый директор вызвала ее к себе, назвала психически нездоровой и заставила написать заявление об увольнении. Частично эти слова Людмилы подтвердила другая учительница из этого же сада, но на условиях анонимности. Она рассказала журналисту, что после того, как Людмилу вызвали к директору, она застала ее в слезах и отговаривала писать заявление об увольнении. Так же она добавила, что не знает, почему у Людмилы возник конфликт с директором, но факт конфликта подтвердила.
Людмила также рассказала, что 29 августа она пришла извиниться и забрать свое заявление, но услышала в свой адрес оскорбления. «Она сказала, что я психически больна и мне нельзя работать с детьми!» – пожаловалась учительница и добавила, что очень любит свою работу и не хотела бросать группу, но новый директор в своем решении была непреклонна. Людмиле не дали даже отработать предписанные законом 30 дней после написанного заявления.
У директора совершенно иной взгляд на ситуацию. На родительском собрании Юлия Демина объясняла свое решение тем, что у Людмилы налицо эмоциональное выгорание и для сохранения здоровой психологической среды в саду она не должна оставаться в коллективе. Родители с этим выводом были не согласны.
Родителям обещали вернуть воспитателя
После долгого разговора с родителями директор все же согласилась заключить с Людмилой новый трудовой договор на год, который будет «более жестким», чтобы она смогла довести свою группу до выпускного. Эта новость успокоила родителей. После собрания мы попытались поговорить с директором, но она категорически отказалась комментировать конфликт. Правда, с учетом данного родителям обещания восстановить учителя на работе, было ощущение, что конфликт в самом деле исчерпан.
Однако, через несколько недель в редакцию позвонил один из родителей, представившийся Юрием, и сообщил, что директор так не выполнила данных обещаний, а на место Людмилы уже пришла новая учительница. Родители предположили, что директор и не собиралась возвращать Людмилу, а просто хотела отвязаться от настойчивых родителей. Сама Людмила тоже так считает. Во-первых, родителей смутило, что учитель на замену нашелся в течение пары дней. Во-вторых, имя Деминой уже упоминалось в СМИ как раз в связи с тем, что как директор детсада Паэ она нанимала на работу родственников. В 2021 году это подтвердил городской контролер. Пресс-секретарь городского Департамента образования Пиргит Педая пояснила тогда, что «после первых жалоб выяснилось, что в разное время родственники директора (Юлии Деминой – прим.ред.) работали в детском саду. И хотя дочь директора проработала там всего два месяца, это все же факты». Как отметил в заключении городской контролер, родственники работали в детсаду задолго до весны 2020 года, но нарушение было выявлено более чем через два года с момента его совершения, то есть его срок давности истек.
Директор Демина с обвинениями не согласна
В конечном итоге нам удалось получить комментарии директора. Она утверждает, что все обвинения в ее адрес абсолютно ложные и работники детского сада довольны совместной работой. Несмотря на «домыслы» родителей, педагог на замену нашелся вовсе не сразу и не случайно. По словам Деминой новая учительница должна была вести другую группу, но из-за сложившихся обстоятельств ее перевели на место Людмилы. По поводу Людмилы она заявила, что решение вернуть ее на работу она приняла под давлением родителей, но эта должность требует бессрочного договора и поэтому заключить временный договор с Людмилой она не может. Однако директор добавила, что Людмила может попробовать снова устроиться на работу в рамках конкурса на открытую вакансию. На данный момент Людмиле уже удалось устроиться в другой детский сад и в рекомендациях своего бывшего директора она не нуждается.
Есть жалобы и на завуча детсада
После инцидента с увольнением Людмилы, родители рассказали, что педагоги и помощники других групп подверглись психологическому давлению со стороны завуча Жанны Эрте. По их словам, после визитов журналиста и представителя Департамента образования, завуч начала срываться на учителей и угрожать им увольнением.
Еще один педагог, также на условиях анонимности, поделилась, что психологическое давление со стороны Жанны продолжаются уже не один год. Она так же добавила, что педагоги очень боятся, что намеки на возможное увольнение, станут реальностью.
Представитель родительского комитета группы Наталья рассказала, что на собраниях родителей и директора завуч Жанна Эрте тоже присутствовала и «вела себя странно». «Она почему-то постоянно давала свои комментарии, и говорила, что директор не имеет полного представления о коллективе детского сада. – говорит Наталья. – Раньше она всегда хорошо отзывалась о Людмиле и ее профессионализме, но на этих встречах она напротив настаивала на том, чтобы не возвращать ее».
О своем опыте неприятного общения с завучем рассказала также женщина по имени Ганна, которая из-за конфликта с Эрте годом ранее даже была вынуждена перевести своего ребенка в Линнамяэский детский сад. Она утверждает, что кроме нее еще как минимум семь детей перешли в другие детские сады по той же причине. Жанна Эрте не отреагировала на наши звонки и письма, поэтому получить ее мнение не удалось. Мы не можем подтвердить эти жалобы родителей в адрес завуча, но все же кое-что журналист Postimees наблюдала сама. На собрании в детском саду Жанна действительно много говорила за директора и настаивала, что у Людмилы проблемы с психикой.
В таких коллективных ссорах всегда много деталей, о которых мы можем не знать, что затрудняет выводы. Однако, есть как минимум два факта, которые уже очевидны. Родители и дети были довольны учительницей Людмилой, но их мнение оказалось второстепенным и учительницу они не смогли вернуть. Отношения между родителями как минимум одной группы и директором сада уже испорчены, а ведь сотрудничеству всего три месяца.
Моббинг (травля со стороны группы коллег – это буллинг, или начальства – боссинг) на рабочих местах встречается довольно часто, особенно в коллективах учебных заведений. Это затрудняет работу как опытных специалистов, так и наем новых работников, что негативно сказывается на качестве, продуктивности, репутации организации, а также на психологическом здоровье работников. Моббинг может заключаться, как в тонких намеках, слухах и сплетнях, так и в прямых угрозах увольнением и порчей репутацией.