Талига: в Эстонии общая готовность и способность проводить забастовки достаточно небольшая

Posted in Новости интернета

foto07.12.2022

В кризисные времена возникает больше трудовых споров, тем не менее, около 90% разногласий удается разрешить путем заключения соглашений.

Советник-заместитель государственного примирителя Харри Талига сказал в веб-передаче Rus.ERR "Прямой эфир из Дома новостей", что такая тенденция наблюдается во всем мире.

Если сравнивать с ситуацией, которая была 10-15 лет назад, то сегодня профсоюзы и работодатели стали более опытными, более мудрыми, отметил Талига.

"Они имеют лучшее понимание того, что плохой мир лучше хорошей войны. Любой конфликт приводит к ухудшению отношений. Лучше договариваться, чем конфликтовать", - сказал он.

Талига также отметил психологический момент - стороны стараются не афишировать свои разногласия. "Если раньше звучали громкие заявления в СМИ, то сейчас стороны все-таки думают о том, как преодолеть разногласия. Около 90% разногласий разрешаются путем заключения соглашений", - добавил Талига.

Говоря о том, в чем заключается главный момент присутствия примирителя, Талига отметил, что государственный примиритель является беспристрастным, нейтральным лицом. Он пытается понять мотивы сторон, проводит разные встречи, чтобы понять подоплеку конфликта и понять возможности его решения. На этой почве он вырабатывает свое предложение. "Его задача - предлагать компромисс, который устраивает обе стороны", - пояснил Талига.

На стол госпримирителя всегда поступают только конфликты интересов, когда сторонам не удается договориться между собой о тех условиях труда, которые будут применяться. Согласно закону, если сторонам не удается договориться между собой, то разногласия решаются через процесс примирения.

На сегодняшний день идут споры между медиками и работодателями. Проблема заключается не только в зарплатах, но и в переработках и выгорании медперсонала. Что касается зарплат, то пока договоренности по зарплатам не достигнуты, подтвердил заместитель госпримирителя.

"В середине января будет принят официальный бюджет Больничной кассы, тогда будет понятно, какие есть возможности для установления зарплат медперсонала", - сказал Талига, добавив, что сейчас процесс выведен на уровень госпримирителя.

Что касается педагогов, то они говорят не столько о зарплате, сколько о нагрузке, однако до сих пор по этому вопросу к госпримирителю не обращались, отметил Талига.

Говоря о том, насколько часто малые и средние предприятия обращаются к госпримирителю для решения своих проблем, Талига отметил, что малый и средний бизнес относительно мало организован, то есть там мало профсоюзов. "Организация профсоюзной деятельности требует огромных усилий. Поэтому крупные предприятия имеют больше потенциала и более активны", - пояснил он.

foto
Харри Талига в передаче "Прямой эфир из Дома новостей".

Затрагивая крайнюю форму трудового спора - забастовки, Талига подчеркнул, что общая готовность и способность проводить забастовки в Эстонии достаточно небольшая.

Политические забастовки в Эстонии запрещены, напомнил Талига. "Но если завтра сказали бы, что можно проводить политические забастовки с социально-политическими требованиями, то не думаю, что произошел бы серьезный скачок", - сказал он.

Талига также отметил момент, который ограничивает возможности для коллективных выступлений работников - это то, что в Эстонии существует запрет на забастовки государственных служащих. То есть тех, кто находится на службе в государственном аппарате и в органах местного самоуправления. Международная организация труда признает, что есть отрасли, где право на забастовку ограничено, либо полностью отсутствует. При этом организация подчеркивает, что в таком случае у этих категорий госслужащих или каких-то других служащих жизненно важных предприятий должны быть какие-то компенсационные механизмы.

"Если водители скорой помощи или работники спасательной службы не могут бастовать, то это не значит, что государство может им сказать, мол, у вас вообще нет никаких прав, вы не можете требовать повышения заработной платы, поэтому довольствуйтесь тем, что мы вам дадим, - сказал Талига. - В таком случае должен быть какой-то специальный орган, который принимает решение, обязательное для правительства. Например, если спасатели требуют повышения зарплаты на 10%, а государство говорит, что ничего не даст, то этот "арбитр" вынес бы решение - например, 6%, которое правительство обязано будет выполнить. А у нас этого нет. К сожалению, уже больше 10 лет наблюдается тенденция, когда правительство считает, что у него нет никакой обязанности вести диалог по существу со служащими государства. Это неправильно. Здесь, действительно, есть большой изъян в эстонском законодательстве".

Говоря о том, кто и на каком уровне должен ходатайствовать о том, чтобы этот "арбитраж" был создан, Талига отметил, что инициативу может проявить каждый. В то же время, когда речь идет о государственных служащих, то инициатором должен быть, в первую очередь, профсоюз этих госслужащих или Центральный союз профсоюзов. "В Бельгии такая система действует уже давно. Там нет переговоров о повышении оплаты госслужащих между профсоюзами и правительством, но там, насколько мне известно, существует система, при которой зарплата госслужащих ежегодно повышается на такой же процент, насколько выросли зарплаты в предыдущем году в частном секторе. То есть если в частном секторе зарплаты в прошлом году повысились на 5%, то в этом году на такой же процент поднимутся зарплаты у госслужащих", - привел пример Талига.

foto
Харри Талига в передаче "Прямой эфир из Дома новостей". Автор: Siim Lõvi /ERR

В передаче также была затронута тема работы посредством платформ. По словам Талига, в этой сфере много проблем сводится к отсутствию традиционного работодателя. "Есть только посредники, через которые заказчики находят исполнителей заказа. Это очень сложная сфера, для которой характерны очень непростые отношения. Как это законодательно отрегулировать - большой вопрос", - сказал Талига.

Источник: https://rus.err.ee/1608812692/