Криста Кийн
See e-posti aadress on spämmirobotite eest kaitstud. Selle nägemiseks peab su veebilehitsejas olema JavaSkript sisse lülitatud.
Теперь с четвертого по восьмой день компенсацию за больничный должен платить работодатель, и только потом – Касса здоровья.
Председатель Центрального союза профсоюзов Эстонии Яан-Хендрик Тоомель считает, что риск выхода на работу больным теперь снова возрос, что приведет к общему ухудшению здоровья людей и, в итоге, увеличит общее время отсутствия на работе. В особенно уязвимом положении окажутся низкооплачивамые работники, которые прямо контактируют с большим количеством людей – в гостиничном бизнесе, общественном питании и розничной торговле. «Работники этих и подобных им профессий сто раз подумают, прежде чем остаться дома выздоравливать», – сказал Тоомель.
По мнению вице-мэра Таллинна Бетина Бешкиной, нельзя ставить людей перед выбором: еда для детей, либо собственное здоровье.«Это просто несправедливо. Если человек работает и исправно платит налоги, то он имеет право заболеть и не оказаться из-за этого в бедности», – сказала она «Новостям Таллинна».
Порядок больничных оправдан
Член правления Таллиннского общества семейных врачей Александра Гаркуша назвала оправданным отказ компенсации больничных со второго дня болезни, поскольку это была кризисная мера во время пандемии коронавируса, который теперь стал обычным сезонным вирусом. «Осенью заболеваемость вирусами возрастает, и это ни для кого в Эстонии не является сюрпризом», – сказала Гаркуша.
Руководитель услуги службы компенсаций по нетрудоспособности Кассы здоровья Леа Калда указала, что изменение порядка компенсации больничных было временной мерой, когда надо было максимально снизить контакты между людьми во время пандемии. Число больничных листов увеличилось, но не из-за злоупотреблений, а потому, что больше заболевших или контактировавших с заболевшими людьми оставались дома. В 2019 году Касса здоровья возместила 290 598 больничных листов, в 2020 году – 356 507, в 2021 году – 486 141 и в прошлом году – 568 073.
По словам доктора Гаркуши, оформление множества больничных во время пандемии отвлекало семейных врачей от основной работы. Она пояснила, что легкие заболевания обычно проходят за 3-5 дней и не требуют вмешательства врача. Оформление больничного в таком случае просто перекладывает ответственность с работника и работодателя на плечи семейных врачей и медсестер, которые лишь выполняют эту бюрократическую процедуру.
В практике семейного врача из Тыстамаа Мадиса Вескимяги также встречаются случаи, когда пациент говорит, что он «берет» больничный лист. «Это ситуация, которую трудно понять. Что значит "он берет" и где этот пункт, где выдают больничные», – отметил врач. «Во время трансляций Олимпийских игр, чемпионатов мира или в период рождественских каникул "взятие" и "выдача" больничных листов резко увеличивается», – добавил он.
По мнению семейного врача из центра семейной медицины Ярвеотса Дианы Ингерайнен, во время пандемии дома сидели и больные, и находившиеся в близком контакте, и ситуация была настолько исключительная, что делать выводы о динамике злоупотреблений невозможно. Однако на основе своей 25-летней практики она пришла к выводу, что более выгодные компенсации больничных не повлияли на повседневное поведение людей. «Мне кажется, что те, кто всегда берет больничный, продолжают это делать независимо от того, с какого дня он оплачивается, а те, кто никогда не дает себе передышки, не берут больничный и сейчас», – сказала Ингерайнен.
Добрая воля работодателя
По мнению семейного врача Мадиса Вескимяги, легкие вирусные заболевания проходят за считанные дни, и в такой ситуации самое разумное, чтобы работодатель разрешил человеку полечиться два-три дня дома без необходимости оформлять больничный.
Действительно, некоторые работодатели разрешают работникам брать «дни здоровья». По сути, это оплачиваемые рабочие дни без оформления больничного. Законодательство это никак не регулирует, поэтому такое решение остается за работодателем. «Таким образом, хорошие отношения с работодателем, понимающее отношение со стороны работодателя – и целый ряд проблем отпадает».
Вескимяги убежден, что рабочее время медиков должно тратиться на оказание медицинской помощи и лечение серьезных заболеваний, а легкие недомогания должны решаться по справочному телефону семейных врачей и с помощью рекомендаций аптекаря.
Когда надо остаться дома
По словам Александры Гаркуши, пандемия коронавируса научила: если человек заболел, ему нужно оставаться дома, и это понимают как коллеги, так и работодатели. Мадис Вескимяги подчеркнул, что больничный лист – это очень серьезный документ, который выдается опытным медицинским работником полностью обоснованно. «Если врач или медсестра сочтут, что теперь действительно пневмония, то, конечно, человек немедленно нуждается в больничном листе и правильном лечении», – сказал врач.
По мнению Дианы Ингерайнен, изменение порядка компенсации больничных не приведет к ускоренному распространению вирусов. Она рекомендовала людям из группы риска вакцинироваться от гриппа, а доктор Марье Оона из экспертной комиссии по иммунопрофилактике рекомендовала пожилым людям и относящимся к группам риска сделать еще одну прививку против Covid-19 этой осенью.
СПРАВКА:
1 июля вступили в силу поправки к закону, согласно которым работодатель обязан выплачивать работнику возмещение по болезни с четвертого по восьмой день. Собственная ответственность работника — это первые три дня болезни, а Касса здоровья начинает выплачивать возмещение по нетрудоспособности с девятого дня.
О том как оценивают такую систему компенсаций профсоюзы и сами работники, можно прочитать здесь.
Источник: https://stolitsa.ee/estoniya/