"Инсайт" о зарплатах в конвертах: как на стройке надуть работника и государство?

Posted in Рабочая среда

кр

24.10.2019

Зарплаты в конвертах и работа без договора - эти налоговые "оптимизации" ежегодно обходятся бюджету Эстонии в недополученных 87 миллионов евро. Строитель из Нарвы на своей шкуре узнал цену этих уловок - проработав два месяца, он не получил ни копейки. А фирма как ни в чем не бывало продолжает свою деятельность.

Двухэтажный многоквартирный дом в Нарве. Ухоженный подъезд. Здесь живет Игорь Цветков - коренастый мужчина средних лет. Он открывает дверь и здоровается. Крепкое рукопожатие выдает в нем работягу. Всю жизнь Игорь работал в строительном секторе то наемным рабочим, то сам пытался сколотить свой бизнес.

Даже в страшном сне он не мог представить, что станет жертвой классической "украинской" схемы с арендной рабочей силой. Это когда украинского рабочего "командирует" в Эстонию например, польская фирма. В Эстонии же так не принято?

Ловушка сказочных условий

В 2016 году Игорю стало не до любимых хобби, нумизматики и филателии: он отчаянно искал постоянную работу. В июне улыбнулась удача: ему позвонил Сергей Давыдовский, владелец строительной компании Hamiland OÜ. Предложил заняться установкой заборов в Эстонии и Финляндии.

Как говорит Игорь, ему пообещали сказочные условия: 100 евро в день брутто, отпускные, командировочные, полный пакет. Игорь обрадовался, собрал чемодан и уже в следующем месяце поехал в свою первую командировку в Финляндию.

"Договор я заключать, естественно, хотел. Разговор был таким: покажи себя", - вспоминает Игорь, сокрушаясь. Игорь себя показал, а вот Сергей денег не заплатил. Сказал, что заказчик задерживает оплату. Игорь поверил и согласился поехать во вторую командировку в сентябре. Ни копейки. По возвращению в Эстонию строитель пригрозил обратиться в комиссию по трудовым спорам, на что получил удивительный ответ. "Он сказал: ты не получишь вообще ничего, вообще ничего и все", - говорит Цветков.

Игорь отправился в Комиссию по трудовым спором, где ему удалось доказать, что Сергей Давыдовский задолжал ему более восьми тысяч евро. Однако упрямый предприниматель не сдался и обжаловал решение комиссии в суде. Тяжба затянулась на два с половиной года. Впрочем, надежда Сергея уклониться от своих обязательств не оправдалась - суд признал правоту Игоря. Правда, сократил сумму до пяти тысяч.

Вычтем судебные расходы и получится, что Игорю удалось отсудить чуть больше трех тысяч евро. "Если бы я наперед знал, что все так получится, то бы не полез в этот спор - я вам честно скажу. Просто бы не полез. Это такие муки, это просто ужас: нервы, здоровье и прочее", - признается Игорь.

Мертвая живая фирма

"Инсайт" пытается поговорить с Сергеем. Услышав, что его деятельностью интересуются журналисты тот говорит, что не может общаться. "Я далеко, в компании северных оленей", - утверждает он. После этого разговора Сергей блокирует номер, на письма и СМС не отвечает. Звонят с другого телефона: берет трубку. Понимает, что им вновь интересуются журналисты. Сбрасывает звонок и блокирует номер.

Чего так боится Давыдовский? "Чаще всего споры возникают в случае отсутствия трудового договора. И в этих случаях может появится обоснованное подозрение, что речь идет о налоговых махинациях или других подобных казусах", - рассуждает руководитель комиссии по трудовым спорам Катрин Нирк.

"Инсайт" бегло проверяет экономические отчеты и данные, предоставленные фирмой Давыдовского, Hamiland OÜ. Кажется, что здесь на лицо все признаки "оптимизации расходов" путем уклонения от налогов. Журналисты собирают бумаги и идут в Налогово-таможенный департамент, руководитель отдела налогового аудита Оскар Ыун разводит руками: конкретные случаи не комментируем.

Но при этом он косвенно подтверждает некоторые выводы "Инсайта": "Выплата зарплат в конвертах всегда сопровождается сокрытием своего оборота, то есть попыткой скрыть доход. Не бывает так, что платят зарплату в конверте и только, поэтому мы выявляем и другие налоговые риски".

И здесь выгодная и построенная на обмане бизнес-модель Давыдовского дает трещину. Компания Hamiland OÜ участвует в муниципальных тендерах в Финляндии - скрывать оборот она не может: попросту не наймут. И в экономических отчетах появляются цифры в сто, двести, триста тысяч евро: Hamiland OÜ пытается выдать себя за скромную, но работающую строительную фирму.

Однако в Эстонии Давыдовский пытается создать впечатление, что фирма почти мертва и подает ежеквартальные налоговые декларации с минимальным или нулевым налоговым оборотом. Цель элементарная - избежать выплаты налога с оборота, разве не так?

"Если мы обнаруживаем аномалии, или данные в документах отличаются, то, конечно, это тот самый случай. Нужно понять и разобраться, чем обусловлены эти несостыковки", - говорит Ыун.

Смотрим на другие параметры риска, на которые обращают внимание налоговые инспекторы. Затраты на рабочую силу минимальные. При обороте в сотни тысяч евро ежегодная прибыль составляет 500-1000 евро. Эти и другие данные свидетельствуют о том, что Сергей Давыдовский не только обманывает работников, но и с большой долей вероятности совершенно бесхитростно годами надувал государство.

"Меня вызывали на опрос в нарвскую налоговую, я давал свои объяснения", - вспоминает Игорь. Но с тех пор прошло более полутора лет, а фирма Hamiland OÜ продолжает работать как ни в чем не бывало.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Руководитель отдела аудита Налогово-таможенного департамента Оскар Ыун опять пожимает плечами: закон не позволяет комментировать отдельные случаи. "Зарплаты в конверте - самая большая налоговая проблема Эстонии. Такую зарплату получают 6% от всех работников. И это приводит к налоговым потерям. Государство теряет примерно 87 миллионов евро в год", - рассказывает он.

И это не говоря о потерях от неуплаты налога с оборота. Причина, по которой Давыдовский наслаждается компанией северных оленей, а не дает показания налоговым инспекторам прозаична - подозрительных предприятий, которые нуждаются в проверке, около 21 000. У чиновников просто не дотягиваются руки.

"Поэтому в первую очередь мы выявляем самых крупных нарушителей", - объясняет Ыун.

В заключении договора и получении "белой зарплаты" в первую очередь должны быть заинтересованы работники, считает чиновник. Такого же мнения придерживается руководитель Комиссии по трудовым спорам Катрин Нирк: "Каждый работник может требовать подписания договора и требовать уплаты всех налогов".

Впрочем, если верить опросу Налогово-таможенного департамента, каждый второй житель Эстонии готов получать зарплату в конверте, если это обеспечит больший доход. Тревожный показатель.

Наученный горьким опытом Игорь провел работу над ошибками и зарекся работать без договора. "Я пытался устроиться несколько раз. Пытался начинать с трудового договора. Говорят нет, слишком умный товарищ попался, - жалуется он. - Какой вывод я сделал? Менять профессию".

Сейчас разочаровавшийся в строительном секторе Игорь работает бухгалтером.

Источник