Олеся Труворова

See e-posti aadress on spämmirobotite eest kaitstud. Selle nägemiseks peab su veebilehitsejas olema JavaSkript sisse lülitatud.

В Эстонию продолжают прибывать спасающиеся от войны жители Украины. Многие из них начинают искать здесь работу. В Кассе по безработице уже зарегистрировались более 3,5 тысяч украинских беженцев.

«В нынешней экономической ситуации, когда в Эстонии во многих сферах ощущается нехватка рабочей силы, беженцы хорошо впишутся в местный рынок труда», – считает аналитик Центрального союза работодателей Эстонии Рауль Арон.

Он отмечает, однако, что с большой долей вероятности те 3700 беженцев, которые сейчас зарегистрировались здесь в качестве безработных, по окончании войны захотят вернуться домой.

Следует учитывать и то, что если до войны из Украины на работу в нашу страну приезжали в основном мужчины, которые трудились в строительном секторе и в обрабатывающей промышленности, то сейчас большинство беженцев – женщины.

«Мы видим, что их с радостью принимают на работу предприятия сферы торговли и обслуживания, а также учреждения здравоохранения», – перечисляет Арон.

Трудности и возможности медсестер

Интегрирование украинских медработников в сферу здравоохранения на сегодняшний день, пожалуй, является одной из самых актуальных тем.

Известно, что в нашей стране не хватает порядка 4000 медсестер. При этом в Эстонию из Украины прибыли несколько сотен работников здравоохранения. В начале апреля город Таллинн организовал для них два инфодня, на которых они могли получить информацию о перспективах трудоустройства.

Подробнее об этих перспективах «Столице» рассказала президент Союза медсестер Эстонии Аннели Каннус.

Она подчеркнула, что в системе здравоохранения на первом месте находится пациент, и все новшества и изменения следует оценивать с его точки зрения. Для того чтобы пациент получил необходимую помощь, важно, чтобы медработник знал его родной язык.

В то же время, украинские военные беженцы зачастую сами нуждаются во врачебной помощи, и в этом медработники из Украины могут быть полезны как помощники, переводчики и т. п.

Однако по действующим сейчас правилам украинские медсестры не могут работать в Эстонии по специальности, и основные препятствия – это языковые требования и подготовка.

«Условие для работы медсестрой в ЕС – это как минимум трехлетнее обучение на базе среднего образования. Однако в Украине медицинскими сестрами также называют медработников со средним профессиональным по нашим понятиям образованием», – поясняет Каннус.

Она отмечает, что языковое требование можно временно смягчить, если имеется старшая медсестра, которая поможет с переводом, совершенствованием языка и документацией. Однако при этом необходимо следить за нагрузкой местных медсестер.

«Ответственность за коллегу, говорящую на другом языке, может создать дополнительное напряжение для эстонских медсестер и еще больше увеличить их рабочую нагрузку. Также смягчение языкового требования не решает проблему подготовки», – говорит Каннус.

По ее словам, Союз медсестер внес различным министерствам предложение как можно быстрее организовать для медсестер из Украины оценку их предыдущего образования, предложить им языковую подготовку и возможность дальнейшего обучения.

«На основании оценки предыдущего образования и опыта работы украинские коллеги могли бы получить в Эстонии высшее образование по специальности „медсестра“ в сжатые сроки и в форме циклического обучения. Статус студента дает возможность параллельно работать в больнице санитаркой или помощницей медсестры», – рассказывает Каннус.

Работодатели идут навстречу

Глава отдела маркетинга CVKeskus.ee Хенри Аувяэрт говорит, что в данный момент на портале размещено почти 900 вакансий, где работодатели готовы принять на работу сотрудников из Украины. Отрасли самые разные – промышленность, общепит, складское хозяйство, строительство, транспорт, финансы, IT.

«В частности, работодатели готовы нанимать работников из Украины на такие должности, как механик, повар, веб-разработчик, бухгалтер, сварщик, автомеханик, комплектовщик, авиационный маляр, автоводитель, менеджер по развитию бизнеса», – уточняет Аувяэрт.

Еще один популярный портал трудоустройства – CV.ee – создал возможность добавлять к своему объявлению пометку о том, что работа подходит для украинцев («Вітаємо українців»).

Менеджер по маркетингу владеющего порталом предприятия CV-Online Карла Одер считает, что выход военных беженцев на рынок труда, скорее всего, уменьшит нехватку рабочей силы в таких секторах, как производство, сельское хозяйство, строительство, торговля и сфера обслуживания.

«Но это, безусловно, окажет некоторое влияние и, например, на IT-сектор, так как уже сейчас мы видим на нашем портале много IT-фирм, которые с радостью ждут к себе на работу военных беженцев», – добавляет Одер.

По его словам, беженцам предлагают зарплату, сопоставимую с зарплатами местных соискателей работы, так как дефицит рабочей силы в Эстонии по-прежнему довольно велик.

Достойная зарплата

Председатель правления Эстонской сельскохозяйственно-торговой палаты Роомет Сырмус, в свою очередь, напоминает, что недавно Рийгикогу принял поправки к Закону об иностранцах и Закону о предоставлении иностранным гражданам международной защиты. В числе прочего установлено требование о том, что работодатель обязан выплачивать украинскому работнику зарплату в размере не менее 80% от средней брутто-зарплаты в данной сфере деятельности.

«Средняя зарплата в сфере сельского хозяйства в прошлом году составила 1101 евро в месяц, то есть, 80% от нее – это 881 евро в месяц», – конкретизирует Сырмус.

Он напоминает, что до сих пор в сельском хозяйстве было занято достаточно много сезонных работников из Украины, для которых действовала такая же, как и для местных работников, минимальная ставка зарплаты (в 2022 году – 654 евро в месяц).

«Таким образом, при принятии на работу военных беженцев теперь действует чуть более высокое требование по зарплате, чем это установлено для местных работников и сезонных работников из третьих стран», – поясняет Сырмус.

По его словам, с наступлением лета потребность в сезонных работниках в сельском хозяйстве значительно возрастает и в прежние годы в этой отрасли было занято более 3000 работников из Украины. Однако сейчас, в связи с войной, ситуация может измениться.

«Необходимо учитывать тот факт, что из-за войны в Украине многие ее жители, прежде всего, мужчины, не смогут приехать в Эстонию и вместо ожидаемых сезонных работников с большой долей вероятности придется нанимать местных работников и тех, кто получил в Эстонии временную защиту», – уточняет Сырмус.

Он добавляет, что некоторые сельхозпредприятия все же уже нашли работников среди беженцев, однако только летом станет ясно, достаточно ли среди них людей, заинтересованных в сезонной работе.

Сезонная работа – новые вызовы

Исполнительный директор Эстонского Союза садоводства Раймонд Страстин настроен более пессимистично. В контексте трудоустройства украинских беженцев на сезонные работы он предлагает учитывать ряд факторов.

В частности, то, что эти люди не приехали сюда на весь сезон, а находятся здесь временно в силу обстоятельств и при первой же возможности могут уехать обратно. Кроме того, их квалификация и навыки не такие, как у тех работников, которых наши предприятия специально приглашали сюда на работу каждый год.

Поскольку труд в садоводческом хозяйстве зачастую физически тяжел или требует работы с машинами, предприятия отрасли нанимали в основном мужчин-украинцев, которые в этом году по понятным причинам не могут приехать в Эстонию.

«У предприятий сейчас нет уверенности в том, что нанятые сейчас на работу люди останутся на своих местах до конца сезона», – констатирует Страстин.

При этом, нанимая людей, для которых садоводство – новая сфера деятельности, работодателям приходится обучать их специфике работы.

«Кроме того, предприниматель должен учитывать, что нанимать можно в основном женщин, приехавших в Эстонию с маленькими детьми. Это требует дополнительных ресурсов и усилий для обеспечения жильем членов семьи и поиска для детей возможностей посещать школу», – добавляет глава Союза садоводства.

Источник: https://stolitsa.ee/index.php/estoniya/