Работу освободили от закона
Чем опасна либерализация труда на Украине в свете новых поправок
31.08.2022
В украинское трудовое законодательство внесен ряд поправок, которые, по мнению законодателей, должны облегчить жизнь бизнесу, а ведут, по мнению экспертов из МОТ и европейских профсоюзов, лишь к ухудшению положения работников на рынке труда. Этими поправками государство исключает профсоюзы из сферы их прямой компетенции. А двумя другими законопроектами мстит за критику, вновь поднимая вопрос о профсоюзной собственности.
ПУСТЬ РЕШАЮТ САМИ
На прошедшей неделе президент Украины Владимир Зеленский подписал противоречивый закон № 5371, вносящий поправки в трудовое законодательство страны. Проект поправок был разработан без участия профсоюзов и неоднократно критиковался не только организациями рабочих в самой Украине, но и коллегами на международном уровне, а также Международной организацией труда.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его цель - “упрощение регулирования трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства и уменьшение административной нагрузки на предпринимательскую деятельность”. Кроме того, в обоснование актуальности законопроекта часто ссылаются на необходимость осовременить существующее трудовое законодательство, которое имеет в своем основании Кодекс законов о труде, принятый в 1971 году. Попытка привести трудовое законодательство к нормам рыночной экономики опирается на модель минимального вмешательства государства в регулирование трудовой сферы.
Закон № 5371 и принятый незадолго до него закон № 5388 выводят для малого и среднего бизнеса значительное количество условий трудового договора из-под регулирования федерального законодательства в сферу взаимной договоренности работника и работодателя.
Критика новых поправок КЗоТа сосредоточена главным образом именно на этом. МОТ считает, что тенденция либерализации трудового законодательства Украины “основана на неверных и предвзятых предположениях”. В том числе - на идее, что “работодатели и работники имеют одинаковый вес на переговорах”, и поэтому-де “нет необходимости в социальном диалоге, коллективных переговорах и консультациях с представителями работодателей или работников” на реформированном рабочем месте.
Это, по мнению МОТ, противоречит директивам ЕС о трудовом законодательстве, положениям об охране труда в Соглашении об ассоциации Украины с ЕС, а также конвенциям МОТ, включая основополагающую конвенцию о праве на организацию.
Еще одна причина для принятия закона - стремление снизить бюрократическую нагрузку и давление контролирующих органов на бизнес, чтобы неофициально занятых работников вывести из тени. Президент профсоюза строителей Украины и заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Василий Андреев еще на стадии обсуждения закона в ноябре 2021 года так прокомментировал истинные причины теневой занятости в Украине: “Причина, по которой украинские работодатели официально не нанимают людей, заключается не в формальности или гибкости. Речь идет об экономии денег и налогообложении”. По его оценкам, законопроект № 5371 может поставить 70 - 80% работников вне украинского трудового законодательства.
“Эти законопроекты подрывают самые основы трудовых гарантий, которые есть у нас в Украине”, - сказал Георгий Сандул, юрист украинской общественной организации по защите прав трудящихся “Трудовые инициативы”.
ДОМИНИРУЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ
Нововведенная в КЗоТ глава III-B устанавливает, что к существенным условиям трудового договора, которые определяются по взаимному согласию, относятся рабочее место, рабочее время, условия труда и оплаты. Функциональные обязанности работника, его режим труда и отдыха тоже определяются непосредственно в договоре. Работодатель сам прописывает гарантии компенсации за работу во вредных и опасных условиях. Для реформированных договоров нет рамок, устанавливающих сроки уведомления о прекращении трудового договора и размер компенсационных выплат, - это тоже выносится в область взаимного согласования.
По новым поправкам к закону, трудовой договор также должен регулировать: порядок и форму обмена информацией между работодателем и работником об условиях трудовых отношений; порядок и сроки уведомления работника об изменении существенных условий труда (в случае их ухудшения); условия и порядок внесения изменений в трудовой договор; условия неразглашения коммерческой тайны; условия возникновения и порядок урегулирования конфликта интересов.
То есть почти все самые существенные аспекты трудовых отношений для предприятий, где не больше 250 работников, и для работников, чья заработная плата превышает 8 минимальных зарплат, теперь находятся в сфере взаимной договоренности работника и работодателя. Профсоюзы же фактически исключаются из этих трудовых отношений: работника можно привлечь к сверхурочной работе, перенести его отпуск или уволить без согласования с профсоюзной организацией. 35-процентная безработица делает рынок труда рынком работодателя, предоставляя тому сильную позицию, чтобы диктовать условия. Работнику остается только соглашаться.
Комментарий
Валерий Матов, председатель “Атомпрофсоюза”, член исполкома профсоюза IndustriALL:
“Законодатели используют вероломную тактику, не принимая во внимание предложения и разработки, подготовленные профсоюзами - основными социальными партнерами и главными экспертами в области правоприменительной практики трудового законодательства.
Законодатели одобрили поправки, которые до этого отказывались принимать. Тем самым они искажают сам закон, целостность Трудового кодекса, нарушают международные нормы, что приводит к ухудшению трудовых прав миллионов украинских работников”.
ЗА КАДРОМ
В Федерации профсоюзов Украины уверены, что ответная реакция законодателей на критику трудовой реформы организациями трудящихся не заставила себя ждать. Двум законопроектам, касающимся профсоюзной собственности (№ 6420 и № 6421), дали ход в ответ на принципиальную позицию профсоюзов, явно и активно высказывавшихся против принятия законопроектов, которые сужают права работников.
Оба документа не были включены в план законопроектной работы Верховной рады в 2022 году, однако теперь подаются как наиболее злободневные. Суть законов можно изложить в двух предложениях. Все имущество общественных организаций бывшего СССР национализируется. Все сделки по созданию предприятий, учреждений и организаций после 24 августа 1991 года на базе национализируемого имущества могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Фактически это дает повод не только лишить профсоюзы имущества, но и признать само существование профорганизаций, созданных после 24 августа 1991 года, незаконным.
ФПУ возмущает то, что в тяжелых условиях, в которых находится Украина в настоящее время, ставящих перед законодателями совершенно иные задачи, “народные депутаты обращаются к нормированию права собственности, что является неактуальным и немотивированным шагом”.
Профсоюзы ссылаются на правовое заключение главного научно-экспертного управления Верховной рады, согласно которому законопроект № 6420 (предполагающий национализацию профсобственности) требует значительной доработки.
Европейская федерация профсоюзов госслужащих (EPSU) нашла британский след в трудовой реформе Украины. Она заявляет, что Великобритания фактически пытается подорвать усилия МОТ и Еврокомиссии по консультированию социальных партнеров и правительства по трудовым реформам и финансирует пропаганду для создания климата, неблагоприятного для украинских профсоюзов. По информации, полученной от источника в Кабмине Британии, британский МИД участвует в трудовой реформе в Украине, “предоставляя юридические консультации и техническую помощь, основанную на передовом международном опыте”.
Как следует из доступных документов МИДа, Великобритания финансирует дерегулирование труда в Украине через Фонд надлежащего управления МИДа. Номинально Фонд поддерживает либерализацию, верховенство закона, независимые СМИ и борьбу с коррупцией в Восточной Европе и на Западных Балканах. При этом МИДом выделен фонд в размере 150 млн фунтов стерлингов для реализации коммуникационной стратегии и продвижения в массах трудовой реформы. МИД Великобритании консультировал Минэк Украины, как популяризовать новое трудовое законодательство, которое может ограничить права украинцев на работе.
Для этого министерству предлагается посылать общественности более простые и эмоциональные сообщения, а на неофициальных встречах поощрять сторонников вне правительства к более эмоциональным обращениям к народу по поводу либерализации.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/