Арто Аас: быстрое повышение минимальной зарплаты может увеличить безработицу

Posted in Новости интернета

foto

24.04.2023

Устойчивый рост заработной платы может быть обеспечен только ростом конкурентоспособностью, добавленной стоимости и доходов предприятий, а не выдачей политиками желаемого за действительное. По оценке работодателей, в новом коалиционном договоре слишком мало внимания уделяется созданию условий для роста заработной платы, пишет Арто Аас.

Наряду с налогами, широко обсуждаемой частью планов нового правительства стали разговоры о повышении минимальной заработной платы. Такое вмешательство политиков в дела участников рынка труда - очень плохой прецедент. До сих пор участники рынка труда (работодатели и профсоюзы - ред.) при расчете минимальной заработной платы учитывали реальную ситуацию на рынке труда и в экономике, и заключаемая договоренность была по силам для предприятий. За последние 20 лет минимальная заработная плата росла быстрее, чем средняя заработная плата или цены. Работодатели удивлены тем, что именно социал-демократы хотят разрушить эту многолетнюю практику и сотрудничество.

Рост заработной платы нельзя отделить от экономической конъюнктуры или рассматривать их как-то по отдельности. Когда дела в экономике идут хорошо, обороты предприятий растут и они успешно конкурируют на экспортных рынках, то и доходы растут быстрее.

Однако слишком быстрое повышение минимальной заработной платы может привести к росту "зарплаты в конвертах" и безработицы, а также ускорить и без того высокую инфляцию, которая сильнее всего бьет как раз по низкооплачиваемым работникам. Резкое повышение минимальной заработной платы в некоторых видах деятельности или в сельских регионах, например, в Ида-Вирумаа или Южной Эстонии, также означало бы, что клиенты не захотят оплачивать рост цен и откажутся от товаров или услуг такого предприятия. Тогда люди вообще потеряют работу. Безработица является в разы большей социальной проблемой и фактором, создающим риск бедности, чем низкооплачиваемая работа.

На это также указала Европейская комиссия в директиве о минимальной заработной плате и обобщая опыт Словении, которая повысила минимальную заработную плату почти на четверть. Комиссия подчеркнула, что минимальная заработная плата не только является неадресным инструментом для снижения бедности, но и может фактически способствовать ее усугублению. Об этом почему-то не хотят говорить те, кто настаивает на срочном повышении минимальной заработной платы.

Устойчивый рост заработной платы может быть обеспечен только конкурентоспособностью, ростом добавленной стоимости и доходов предприятий, а не выдачей политиками желаемого за действительное. Предприятия и работодатели ежедневно идут на риск, чтобы повысить заработную плату и создать рабочие места, но одних их амбиций будет недостаточно, если экономическое пространство, которое формирует государство, не будет этому способствовать.

В планах новой коалиции этому уделяется на удивление мало внимания, к огорчению работодателей. В чем будут заключаться преимущества экономического пространства Эстонии в конкуренции с остальными странами и регионами, и что будет привлекать сюда инвестиции?

Причину задать такие вопросы дает и снижение конкурентоспособности в результате энергетического кризиса, и проблема, которая сдерживает предприятия уже много лет: углубляющийся дефицит квалифицированной рабочей силы. Нехватка работников с необходимыми навыками, высокие налоги на рабочую силу и одни из самых жестких в развитом мире ограничений на привлечение иностранной рабочей силы означают, что мы по привлекательности занимаем место лишь в четвертом десятке в сравнении с другими государствами. Это означает, что рабочие места не создаются в Эстонии или выводятся отсюда в другие страны, не растут заработная плата и налоговые поступления в государственный бюджет.

Эта проблема будет только усугубляться, поскольку из-за рождаемости, которая десятилетиями остается отрицательной, в ближайшее десятилетие разница между выходящими на рынок труда и покидающими его на пенсию, будет исчисляться тысячами. Система образования, которая не в состоянии обучить в Эстонии всех работников по всем специальностям, также является сдерживающим фактором.

Например, наша система образования уже много лет не может подготовить достаточное количество инженеров для промышленности, но они крайне необходимы для осуществления "зеленого", энергетического и цифрового перехода, реструктуризации экономики, привлечения миллиардов евро инвестиций и создания новых высокооплачиваемых рабочих мест. Существует также нехватка учителей, медицинских работников, ИТ-специалистов.

Этот пробел можно частично восполнить за счет решений в области образования (например, для обеспечение кадрового резерва инженеров), цифровизации и инноваций, более гибкого трудового законодательства и привлечения на работу тех, кто сейчас не работает (например, пенсионеров и людей с уменьшенной трудоспособностью). Но в стране со стареющим и сокращающимся трудоспособным населением этого будет недостаточно.

Нам нужна иностранная рабочая сила и перезапуск этой сферы. Это необходимо не только для ИТ-предприятий, но и для многих других отраслей, и, тем самым, для обеспечения благосостояния страны. Но в коалиционном договоре не найти ни слова об устранении этих барьеров для найма работников или об иностранной рабочей силе. Если нынешнее правительство не решит эту проблему, то кто же это сделает?

Источник