Чубаров: чтобы нормально существовать, минимальная зарплата должна быть не менее 1000 евро

Posted in Новости интернета

foto03.05.2023

Жители Эстонии скептически относятся к участию в митингах на 1 мая, предпочитая провести лишний выходной день с семьей, и это повод поднять тему о четырехдневной рабочей неделе. С другой стороны, существует большая проблема – если народ доведут до такой степени, что он выйдет на демонстрации, то правительству мало не покажется, сказал член правления Центрального союза профсоюзов Олег Чубаров.

"Если до пандемии профсоюзы проводили митинги, пикеты, шествия и люди подтягивались, то теперь традиция выходить на маёвки отошла в сторону. В Эстонии очень мало возможностей отдохнуть. Люди у нас уставшие, и используют праздничный день как возможность провести время с семьей, а не выходить на акции, чтобы привлечь внимание к проблемам работников", – сказал Олег Чубаров в веб-передаче ERR "Прямой эфир из Дома новостей".

По его словам, это повод поднять вопрос о том, что пора переходить на четырехдневную рабочую неделю.

"Если народ доведут до такой степени, что придется выйти на демонстрацию, то я бы не хотел находиться в этом правительстве. Доведенный до крайности народ – это очень плохо. Надеюсь, что в Эстонии такого не произойдет", – отметил Чубаров.

От повышения минимальной зарплаты люди богаче не станут

Единственное позитивное, что есть в новом коалиционном договоре – повышение минимальной зарплаты.

"Обещанный рост минимальной зарплаты будет не таким, чтобы облегчить жизнь работников, которые ее получают. Люди не станут богаче", – сказал он, добавив, что работников, получающих минимальную зарплату, насчитывается от 18 000 до 27 000.

Сейчас минимальная зарплата составляет 725 евро. По планам правительства, за четыре года она должна вырасти до 60% от медианной зарплаты. Если учесть, что в четвертом квартале прошлого года медианная зарплата была 1478 евро, то в нынешних деньгах минимальная зарплата должна будет повыситься до 870 евро.

"Вот и получается, что этот рост ничего не дает. Проблема будет нарастать. Сегодня правительство не понимает, с чем ему придется сталкиваться", – отметил Чубаров.

Повышение минимальной зарплаты нельзя ставить в заслугу политика

То, как правительство хочет вести процесс повышения минимальной зарплаты, профсоюзам не подходит.

"Это всегда было договоренностью работодателей и работников, а правительство стояло в стороне и наблюдало. Сегодня правительство решило, что размер минимальной заработной платы надо установить. Это означает, что установленная цифра не будет меняться так, как мы всегда этого добивались в ходе сложных переговоров. А рост цен идет вперед", – пояснил Чубаров.

По его словам, профсоюзы поддерживают существующий механизм назначения минимальной заработной платы в ходе трехсторонних переговоров.

"Я не верю что навязанные правительством цифры будут намного больше того, что всегда предлагал профсоюз, – добавил он. – Нельзя ставить в заслугу политика то, что повысится минимальная зарплата".

По его мнению, чтобы сегодня нормально существовать, минимальная зарплата должна быть не менее 1000 евро.

"Я не стал бы называть предлагаемые цифры минимальной заработной платы скачком. Такая сумма давно должна была бы быть. Однако есть вторая составляющая вопроса – в Эстонии не такие высокие зарплаты. Если поднимем минималку до 800 или 1000 евро, то те, кто получают выше минимальной зарплаты (например 1200 евро) будут практически приравнены к получающим минималку. Значит им тоже надо поднимать зарплату", – добавил он.

Трудовые права работников нарушаются сплошь и рядом

"Говоря о выполнении европейской директивы о повышении минимальной зарплаты до 60% от медианной, правительство не говорит о второй части этой директивы – достижении 80% коллективных договоров. В Эстонии сегодня только 20% коллективных договоров", – сказал Чубаров.

Он отметил, что трудовые права работников нарушаются сплошь и рядом. "Профсоюзы каждый день решают эти проблемы. Даже на тех предприятиях, где есть коллективные договоры, работодатель пытается создать проблемы работникам. Если мы там как-то можем договориться и решить проблему, то куда обращаться работнику на тех предприятиях, где нет профсоюзов", – сказал Чубаров.

Сегодня в Эстонии в профсоюзах состоят всего 14 000 работников.

Медицина хромает

Повышение минимальной зарплаты означает для работодателя увеличение выплаты соцналога. Иными словами, это приведет к повышению доходов государства при увеличении расходов работодателя.

"Да, налоги съедают большую часть дохода и работника. Что мы получаем за налоги? Медицина у нас хромает на обе ноги", – сказал Чубаров.

Разговоры о том, чтобы увеличить долю частной медицины, он назвал демагогией. "Вопрос в том, на кого опять накладываются обязательства? В случае частной медицины – опять на работодателя", – подчеркнул Чубаров.

Работодатели предпочитают сократить работника, а не переучивать его

Профсоюзы часто сталкиваются с ситуацией, что работодатель сначала сокращает, а потом набирает работников без аргументации. "Мы спорим, выигрываем споры, но суть не меняется. К сожалению, у работодателя нет ответственности за то, что дальше будет происходить. Работодатель не проводит переобучение, повышение квалификации работников, чтобы человек у него остался. Как правило, принимают решение уволить работника и нанять кого-то другого, возможно даже дешевле", – сказал Чубаров.

Когда происходит сокращение штата, то обязанности перекладывают на других работников.

"В Эстонии сегодня достаточно иностранной рабочей силы, в том числе за счет беженцев из Украины. Однако каждый раз мы в профсоюзе сталкиваемся с одними же проблемами – работники приходят и рассказывают о том, что маленькая заработная плата, плохие условия труда, высокая нагрузка", – отметил он.

Сейчас предлагается отменить минимальный размер повышенной оплаты для иностранных работников. Как вы к этому относитесь?

"Можно делать льготы, но где равное отношение? Почему мы иностранной рабочей силы предлагаем льготы? Если у нас имеется своя рабочая сила, значит мы не доучиваем своих работников. Надо эту проблему решать", – ответил Чубаров.

Можно было бы разгрузить автомагистрали и перевозить грузы по железной дороге

На государственном железнодорожном предприятии Operail, где полтора года назад было почти 670 человек, сегодня осталось 129. Это связано с падением объема перевозок, рассказал Чубаров, являющийся председателем Профсоюза железнодорожников.

"Мы неоднократно спрашивали у министерства о шагах, которые можно было бы предпринять, чтобы компания приносила доход. Сегодня это неконкурентоспособное предприятие из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки и инфраструктуру", – добавил он.

Сегодня единственный путь для грузоперевозок – через Валгу, Латвию, Литву, Польшу. И эстонское предприятие могло бы работать, было бы желание, добавил он.

"Много говорят о строительстве магистрали Rail Baltic, вкладывают большие средства. При этом давно можно было бы раскатывать маршрут и совершать перевозки по железной дороге. Для этого надо ввести льготные тарифы, чтобы заинтересовать занимающихся грузоперевозками компании", – сказал Чубаров.

Это помогло бы разгрузить дороги от огромных колонн автотранспорта, но решений правительства на сегодняшний день нет, отметил он.

На фоне происходящего в Operail на эстонский рынок зашла латвийская железнодорожная компания.

"Это еще раз показывает, как у нас политики относятся к этой теме: быстро критикуют, не понимая, какой ущерб наносят предприятию.

Мы сегодня видим, что латвийская железная дорога пришла оперировать. Это не запрещено. Но какие будут дальнейшие шаги? Они приведут своих работников и захотят передвигаться по нашей территории. У наших работников возникает вопрос, почему у нас отбирают работу?" – отметил Чубаров, добавив, что профсоюзы будут отстаивать рынок труда.

При этом работники сектора пассажирских железнодорожных перевозок получили повышение к зарплате, и это положительный момент.

"Мы все слышим сообщения правительства о том, что денег нет. И я не исключаю, что решение не повышать больше зарплаты коснется в первую очередь госкомпаний", – отметил Чубаров, добавив, что профсоюзы будут стоять на своих требованиях, которые в сентябре будут выдвинуты работодателю и министерству.

По его словам, Rail Baltic добавит не более 100 рабочих мест в Эстонии, если не говорить о строительстве трассы. "Железнодорожный сектор от этого не вырастет, – отметил Чубаров. – Железная дорога – очень дорогой сектор. Чтобы ее содержать, нужны большие инвестиции. Я не уверен, что у Эстонии есть столько денег, чтобы содержать магистраль Rail Baltic".

С Олегом Чубаровым беседовал  обозреватель ERR Леонид Карабешкин.

Источник: https://rus.err.ee/1608966101/