Ландшафт конфликтов Американские забастовки расцветают и плодоносят
Американские забастовки расцветают и плодоносят
04.10.2023
Прошедшая неделя еще раз показала, что профсоюз силен людьми. Сценаристы достигли соглашения со студиями и завершили забастовку, которая длилась без малого пять месяцев. Теперь члены профсоюза “Гильдия писателей Америки” (WGA) будут голосовать за или против соглашения. Впрочем, все уже отмечают завершение акции, так что сюрпризов ждать не приходится. А профсоюз работников автомобильной отрасли (UAW), наоборот, расширяет масштаб стачки, подключая всё новые заводы. На данный момент бастуют примерно 17% членов UAW, и это так или иначе затронуло уже 20 штатов. Обзор двух крупнейших забастовок США и их политического влияния читайте в материале “Солидарности”.
На фото: президент США Джо Байден выступает на забастовочном пикете автомобилестроителей в Детройте. Справа - глава профсоюза UAW Шон Фейн
ИСТОРИЯ О РАССКАЗЧИКАХ
24 сентября Писательская гильдия Америки и компании, производящие развлекательный контент, достигли предварительного согласия. Это значит, что дальнейшее одобрение советом директоров западного и восточного отделений и рядовыми членами профсоюза, коих 11,5 тыс., скорее всего, гарантировано. Забастовка почти стала самой продолжительной в истории Голливуда - 148 дней. Лишь пять дней не хватило, чтобы сравняться с забастовкой 1988 года. Нынешняя стала первой стачкой Писательской гильдии (WGA) за последние 16 лет, что показывает, насколько серьезные изменения произошли в отрасли за последние годы.
Переговоры между представителями сценаристов и студий происходят каждые три года. В этот раз студии не смогли сделать удовлетворительное предложение, и по истечении срока контракта, в полночь с 1 на 2 мая, началась забастовка. Претензии сценаристов понять легко: за последние 10 лет производство развлекательного контента для телевидения и стриминговых сервисов вроде Netflix возросло. Соответственно вырос и объем работы, ее интенсивность. Но не компенсация.
Денежный вопрос был не единственным на повестке дня, поэтому забастовку и хочется считать знаковым явлением. Ее подоплека суммирует все значительные изменения, которые произошли в индустрии кино и телевидения (и стриминговых сервисов, новых в этом списке) за последние полтора десятилетия.
Сценаристам нужны были гарантии защиты от экспансии искусственного интеллекта в их работу. Все началось с развития Больших языковых моделей и появления в широком доступе генеративного искусственного интеллекта (то есть способного к созданию нового - текстов, картинок, анимационных роликов). И производственные студии не погнушались воспользоваться этим новым, многообещающим и дешевым инструментом. Сценаристы - и так ограниченные стандартами - стали в некоторых случаях литературными рабами ИИ.
Но все-таки компенсация была более значительным камнем преткновения на этих переговорах. Во-первых, сериалы, переехав на стриминговые платформы, сократились в хронометраже до 8 - 12 эпизодов, в то время как в традиционном телевизионном формате снимается порядка 22 - 24 эпизодов. Следовательно, сценаристам приходится чаще переключаться с одного шоу на другое, искать работу - и эта дестабилизация их нервирует. Вдобавок сценаристы ждут свою долю от прав интеллектуальной собственности, когда шоу идет на повторный показ.
И наконец последнее, что сценаристы рассматривали как несправедливость по отношению к себе, - так называемые сценарные минирумы. У этого термина нет определенного значения, но в общем и целом - это небольшие команды сценаристов, которых нанимает производственная компания еще до официального одобрения запуска шоу в производство. Платят в таком случае гораздо меньше. Получается, что, сидя в таких минирумах, сценаристы всегда играют в лотерею: шоу запустится - тогда будет работа и будет оплата. Не запустится (а так происходит в большинстве случаев) - придется снова искать работу.
Студии, конечно, говорят, что сейчас не лучшее время, что бюджеты приходится ужимать, что финансовый климат и рекламная экосистема неблагоприятны… Настоящая же причина в том, что они не хотят отвадить акционеров, которые на волне всеобщего затворничества вложились в стриминговые сервисы. Кто бы не спрогнозировал рост онлайн-развлечений, когда вся жизнь перенеслась в онлайн? А когда вернулась норма и работодатели в большинстве своем не одобрили работу в “ковидном” формате, абоненты стали потихоньку отписываться. И студиям, чтобы сохранить прибыли, приходится экономить.
ПРЕЗИДЕНТЫ И АВТОМОБИЛИ
В минувшую пятницу профсоюз работников автомобильной промышленности (UAW) уже во второй раз расширил забастовку против “Большой тройки” автопроизводителей из Детройта. 22 сентября удар пришелся по компаниям General Motors и Stellantis, а 29 сентября еще 7 тыс. работников General Motors и Ford остановили работу. Если “Большая тройка” не договорится с UAW в ближайшее время, то можно предположить, что следующее расширение забастовки произойдет за счет трудовых мощностей Ford и Stellantis.
Представители высшего менеджмента автопроизводителей и руководство профсоюза обмениваются любезностями - обвиняют друг друга в тупике, в который зашли переговоры, и в нежелании достичь компромисса.
Во вторник, 27 сентября, за день до запланированного визита Дональда Трампа (лидера от Республиканской партии на выдвижение в кандидаты на пост президента США) в Детройт прибыл действующий президент Джо Байден. Надо отметить, что он стал первым президентом в современной истории США, который вышел на линию пикета и присоединился к бастующим. Действием он выказал бастующим полнейшую поддержку. Словами же он оперировал не без осторожности.
Взяв мегафон он сказал работникам: “Вы заслуживаете значительной прибавки, в которой вы нуждаетесь”. И даже когда его напрямую спросили, заслуживают ли работники прибавки в 40% - что является их главным требованием, он и тут ответил с иезуитской увертливостью: “Да, я думаю, что они должны иметь возможность вести переговоры за это”.
Байден припомнил, что работники в свое время пошли на значительные уступки, когда разразился финансовый кризис 2008 года. В сущности, он повторил то, что работники сами сделали частью нарратива нынешней забастовки: труженики принесли жертвы, спасли компании от разорения, и теперь, когда дела идут хорошо, жадные работодатели не хотят делиться.
Поддержка, которую Байден оказывает UAW, неудивительна: Демократическая партия стремится остаться у власти, а президент не хочет покидать Овальный кабинет. После грубого завершения - силой административного ресурса - забастовки железнодорожников президент стремится всячески выказать свою поддержку профсоюзам. Лидеры UAW должны это прекрасно понимать и потому не стремятся объявлять, что Байден - их кандидат. Теперь настал черед работников использовать административный ресурс, и президент профсоюза UAW Шон Фейн красиво этим воспользовался (не без позволения, надо полагать), когда приехал на линию пикета вместе с Байденом в президентском лимузине.
Фейн на вопрос журналистов о поддержке президента сказал, что бастующим сначала надо получить хорошие контракты, а потом они займутся этим вопросом. Байден сказал, что его это вовсе не беспокоит.
Зато беспокоит Дональда Трампа. Он не поехал к бастующим, вместо этого его выступление состоялось на заводе автозапчастей, у работников которого нет профсоюзного представительства. Разумеется, Трамп ругал Байдена и предрекал автомобильной промышленности США скорую смерть, если рулить продолжит действующий президент.
В своей, разумеется, настойчивой и безапелляционной речи он представил планы Байдена по переходу к нулевым выбросам и экологически чистой энергетике как враждебные автомобильной отрасли. “Он продает вас Китаю, он продает вас экологическим экстремистам и левым радикалам”, - сказал Трамп. Что касается забастовки, то он выказал свою поддержку бастующим, но тут же добавил, что их пикет не имеет никакого значения, потому что с переходом на электромобили все они останутся не у дел.
Президентская гонка, еще не начавшись, уже напоминает попытку Трампа взять реванш над Байденом. И сейчас в центре их битвы оказались рабочие - посмотрим, сумеют ли они воспользоваться этими силами для собственной выгоды.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/