Райво Варе: в 1991 году полугодовая инфляция была 450%

Posted in Новости интернета

foto04.10.2022

В сентябре Эстония осталась лидером стран еврозоны по темпам роста инфляции — 24,2%. Меры, которые предпринимаются для ее снижения, эффективны, но болезненны для обычных жителей. К чему готовиться жителям Эстонии и может ли быть хуже, чем сегодня?

Потребительские цены в еврозоне в сентябре выросли на 10% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. При этом в Эстонии уровень инфляции более чем в два раза превысил этот показатель, достигнув отметки в 24,2%. Об этом свидетельствуют предварительные данные агентства "Евростат". Хотя прогнозы в экономике в кризисные времена делать непросто, какие сценарии могут оказаться наиболее вероятными на ближайшие месяцы?

Кредитные ставки вырастут еще больше

Экономический эксперт Райво Варе считает, что как в энергетике, так и вообще в экономике предстоит трудный зимний сезон. Один из факторов — общая денежная политика, которую проводят сегодня центробанки. Их генеральная линия — борьба с инфляцией путем быстрого повышения учетных ставок. По словам Варе, похожая ситуация наблюдалась после 1973 года, когда инфляция в мире и особенно в США также была высокой. И ее удалось сбить именно такими же методами.

"Вместе с отказом от покупки дополнительных долговых обязательств, которая поддерживает ликвидность, это будет сбивать прирост количества денег на рынке и сбивать рост цен. Что и происходит в США, в еврозоне. В мире сбивается инфляция, замедляется экономический рост, а вместе с этим — замораживание зарплат, уменьшение потребления, которое является экономическим драйвером. Рост экономики у нас будет близким к нулю или даже будет спад, а это аукнется фирмам, работающим на экспорт, работающим на потребителя внутри государства. Это снижение цен на рынке недвижимости, усложнение кредитной ситуации как в плане получения новых кредитов, так и в плане их стоимости для плательщиков — ставки же растут", — пояснил он.

Повышение цен на энергоносители частично связано с укреплением доллара

Эксперт добавил к этому сценарию энергетический кризис и дороговизну доллара. При неопределенной, кризисной ситуации в мире резервная валюта номер один — доллар — каждый раз укрепляется. Но за счет всех остальных валют. При этом львиная доля мировых экспортных операций и межгосударственного товарообмена продолжается в долларах. Это частично объясняет и повышение цен на энергоносители.

"Такая вот ситуация, но ничего страшного. Люди более старшего возраста помнят, что, например, в 1991 году, пока мы были в рублевой зоне, у нас полугодовая инфляция была 450%, а общегодовая — более 1000. Как только перешли на крону, в июне 92 года, второе полугодие в кроновой зоне мы прошли с инфляцией в 90%.  Потом она упала до 40, потом на уровень, на котором мы ее помним. Мы отвыкли от того, что инфляция бывает очень высокая. Но на самом деле мы всё это уже пережили", — сказал он.

Подробнее — в сюжете над новостью.