Вайнгорт: экономически Эстония неожиданно оказалась одной из наиболее страдающих сторон
18.05.2022
В среду, 18 мая, гостем студии веб-передачи "Прямой эфир из Дома новостей" стал доктор экономических наук Владимир Вайнгорт, который поделился своим мнением о перспективах эстонской экономики и мировом продовольственном кризисе.
Комментируя крайне высокий рост цен в Эстонии, Вайнгорт отметил, что сегодня мы наблюдаем в экономике инфляционный взрыв, который оказался для нас полной неожиданностью.
"В январе я опубликовал прогноз, что в связи с завершением проблем с ковидом мы вплываем в тихую экономическую гавань, и, наверное, рост экономики будет небольшим, в размере 3-4%, и инфляция будет обычная. То есть вырисовывался вполне спокойный экономический год. Если бы не события, которые начались 24 февраля, - сказал Вайнгорт. - Реакция на эти события в экономике выразилась в мощном намерении вытолкать одну из самых крупных мировых экономик за пределы глобализации и убрать ее из международного распределения труда. Чем это все закончится - сказать трудно, но пока все идет нервно и разновекторно".
Вайнгорт отметил, что Эстония совершенно неожиданно оказалась одной из наиболее страдающих сторон. Многим странам, например, Венгрии, удалось избежать таких неприятностей.
Сегодня экономика Эстонии имеет индустриальную составляющую ниже 30%. Самая трагическая ситуация складывается в сельском хозяйстве и сельскохозяйственной обработке, добавил Вайнгорт.
Во многих странах есть такое понятие как "продуктовая безопасность" - то есть возможность локальной экономики обеспечить собственное потребление основными ресурсами.
"Сегодня стоимость зерна на мировых биржах выросла на 40%, а это, в свою очередь, тянет за собой повышение стоимости других продуктов, например мяса. Выигрывают те страны, которые могут себя обеспечить. А наша продуктовая корзина заполняется только импортными продуктами", - добавил он.
"В нынешней инфляции отражается наша сегодняшняя структура экономики. Она по-разному скажется в этом году, и по-разному повлияет на экономику следующего года", - отметил Вайнгорт.
Многие факторы не зависят от нашей внутренней экономической политики, и есть множество факторов, на которые влияет местная государственная власть, добавил он.
"Есть три агента, которые участвуют в экономических процессах - это потребители, производители и регулирующие структуры. Наши регулирующие структуры не пошли по тому пути, который выбрали многие другие государства, сняв остроту инфляционного давления", - подчеркнул он.
Чем дороже мы приобретаем что-то на рынке, тем больше объем поступлений в казну. У страны появляется дополнительный бюджет. Как им распорядиться?
"Конечно, можно было бы снизить инфляционное давление, потому что инфляция - это тоже государственный налог", - предложил Вайнгорт.
Говоря о структуре доходов населения, Вайнгорт сказал, что почти треть населения может позволить себе лишь минимальное потребление. "Они минимизируют потребление - это словно торпеда, работающая на снижение экономической эффективности", - отметил он.
При этом треть населения получает выше трех медианных зарплат. Они не тратят все и хранят сбережения в банках. "Около 11 млрд были вложены населением в банки. 11 млрд - это бюджет Эстонии. То есть практически один бюджет Эстонии находится в банках", - подчеркнул Вайнгорт.
Вайнгорт отметил, что первейшей экономической задачей правительства является повышение внутреннего потребления малообеспеченных слоев общества.
Как повысить покупательскую способность малообеспеченного населения?
В качестве одного из решений Вайнгорт видит законодательное увеличение минимальной заработной платы до 800 евро, что приведет к увеличению и других зарплат.
"Регулирование заработной платы должно совмещаться с двумя решениями. Нужно понимать, в каких отраслях необходимо повысить заработную плату для того, чтобы обеспечить приход туда наиболее креативных работников. Второе - это повышение зарплаты директивным путем. Этому должно предшествовать повышение возможности потреблять за счет других источников, то есть за счет перераспределения дополнительного дохода за счет инфляции", - отметил он.
В этом году инфляция составляет 20%, и, по прогнозам Вайнгорта, в следующем году инфляционный рост будет в размере 10%.
"Чтобы эстонская экономика не скатилась в рецессию, нужно снять налоговое давление на бизнес, - добавил он. - Инфляция душит бизнес. И здесь важны меры поддержки - снимите налог с оборота с тех видов бизнеса, которые определяют движение страны".
Вайнгорт подчеркнул необходимость быстрой тактики для снятия инфляционного давления. "Пока мы этого не видим", - отметил он.
Как обычному человеку справиться с ростом цен?
"Люди, у которых доходы выше трех медианных зарплат, снизят сверхпотребление, то есть с большими проблемами они не столкнутся. Те, у которых от одной до трех медианных зарплат, будут регулировать собственное потребление. То есть им придется реже ходить в рестораны, ограничивать расходы на досуг. Самая тяжелая ситуация у тех, кто и до сегодняшнего дня еле-еле сводил концы с концами. Таких около 30% населения. Можно говорить о разумном потреблении, развивать "Продуктовый банк". Но это не решает проблему, - сказал Вайнгорт. - Для этого слоя нужно развивать общественные фонды потребления, которые дают экономию для малообеспеченных слоев общества".
Источник: https://rus.err.ee/