Котик вовсе не милый
Сексуальный скандал как повод для создания профсоюза
11.02.2022
Профсоюзы - по идее - не застывшая во времени организация, а цели, которые стояли у истоков рабочего движения, не должны быть вечными. Есть рабочие места, где зарплата и условия - почти мечта. Хотя и проблемы все-таки есть. Они являются отражением времени. Но, как известно, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Так и инициатива создать профсоюз возникает тогда, когда дело дошло до скандала. И это, кстати, не плохо - это заставляет общество заговорить о проблеме. Например, о сексуальных оскорблениях на работе.
КОГДА ВСЕ ЕСТЬ
Создание профсоюзов в отраслях с высокой заработной платой, уютными офисами и социальным пакетом периодически вызывает отповедь со стороны, которая выступает будто бы с нейтральных позиций. Историческая справка о причинах, побудивших рабочих в XIX веке объединиться против произвола промышленников, аргументирует в пользу точки зрения, которую образно можно выразить как “с жиру бесятся”. Мол, всё, за что боролись ваши идейные праотцы, у вас уже есть, а вы своим хапужничеством только втаптываете их прекрасное наследие в грязь.
Аргументация не лишена хитрости, но - для близоруких. И, кстати, выдает с головой настоящую позицию оратора, вовсе не нейтральную.
Последние два-три года отмечены организационными процессами именно в отраслях, где, казалось бы, уже нечего просить. Так, в главном офисе Google Mountain View есть даже прачечная, а уж о всевозможных кафе и ресторанах, игровых комнатах и удобных пуфиках и говорить не стоит. В штаб-квартире Microsoft в Редмонде были построены домики на деревьях - для работы и деловых встреч на лоне природы. А сотрудники Facebook могут поиграть в баскетбол прямо на работе, а после игры причесаться в корпоративной парикмахерской.
Но не хлебом единым, как говорится. Проблемы есть везде, и ответом на них становится создание организации работников, так что на самом деле не приходится ломать голову над тем, чего еще не хватает в золотых клетках. И новые профсоюзы оказываются в гуще наиболее актуальной повестки.
СЕКС И ГЕЙМИНГ
А повестка многие годы уже одна и та же: атмосфера взаимоотношений между коллегами, между начальством и подчиненными на рабочих местах. Положение власти и - посмотрим правде в глаза - укоренившийся во многих областях жизни и работы сексизм стали в американском обществе тем топливом, которое подпитывает движение #MeToo.
Организация работников в профсоюзы для противостояния домогательствам и оскорблениям на рабочем месте - еще один ответ общества на эту язву. Показательный пример - разработчик видеоигр компания Activision Blizzard. Там скандал из-за домогательств, комментариев сексуального характера, сальных шуток стал одним из самых крупных конфликтов такого характера в трудовой сфере. В компании всячески поощрялась мачистская культура “парней из братства” (неофициальные братства, организации американских студентов, служащие как социальный и карьерный лифт) - начиная с руководства самой Activision Blizzard и заканчивая сотрудниками принадлежащих ей студий.
Дело дошло до суда штата летом 2021 года. Калифорнийский департамент справедливого трудоустройства и размещения обвинил компанию в том, что женщины регулярно подвергаются харассменту, получают меньшую оплату за тот же или больший объем работы и медленнее продвигаются по службе. Тогда же состоялась онлайн-забастовка игроков одной из самых известных игр компании - World of Warcraft. И вот теперь, когда корпорация Microsoft объявила о покупке компании за 68 млрд долларов, работники всего одной студии - Raven Software, принадлежащей Activision Blizzard, - объявили о создании профсоюза Game Workers Aliance (профсоюз работников игровой индустрии в составе профсоюза работников связи Америки - соответственно, GWA и CWA).
Главной движущей силой процесса стал отдел контроля качества компании. Но сразу же после того, как персонал прекратил забастовку и вышел на работу, руководство Raven Software сообщило о расформировании отдела и направлении всех работников в различные структуры - в отделы анимации, звука, инжиниринга и т.д. И, разумеется, компания отказалась добровольно признать профсоюз. Поэтому теперь тестировщики видеоигр, хоть и разделенные, должны подать петицию в Национальный совет по трудовым отношениям для проведения профсоюзного голосования.
ВЫСТУПАЕТ МИНИСТР
Для государства проблема домогательств на рабочем месте - часть более крупных невзгод, постигших США в результате пандемии. Несмотря на рост численности рабочей силы в последние месяцы, она все равно на 2 процентных пункта ниже, чем до ковида. По мнению министра труда Марти Уолша, проблема решается просто: нужно лишь предоставить людям лучшие рабочие места, на которых не было бы притеснений, дискриминации и домогательств.
С этой целью он 21 января представил новую инициативу, которая так и называется - “Хорошие рабочие места”. Но как ни читай главные пункты программы, понятнее не становится, чем эта программа отличается от того, чем и раньше должно было заниматься ведомство Уолша, а также другие госструктуры федерального уровня и уровня штатов, связанные с трудом.
Пункт первый - предоставление работникам легкодоступной информации об их правах, включая право на ведение коллективных переговоров и создание профсоюза. Пункт второй - привлечение заинтересованных работодателей в качестве партнеров для повышения качества рабочих мест. Пункт третий - поддержка партнерских отношений между федеральными агентствами и предоставление технической помощи по грантам, контрактам и другим инвестициям, направленным на повышение качества работы в компаниях.
Чем планируется заинтересовать работодателей, если никаких новых грантов, контрактов и инвестиций в улучшение рабочей атмосферы не анонсировано, - непонятно. Было сказано, что инициатива должна консолидировать все, что было ранее сделано администрацией Байдена. Получается перевешивание всех порток на один гвоздок.
ЗНАЛ И МОЛЧАЛ
Уолш, кстати, опроверг слухи о своем возможном губернаторстве в Массачусетсе. Но новая инициатива показала, что многого ожидать от кабинета Байдена пока не приходится, и профсоюзы остаются один на один с проблемой домогательств и дискриминации.
Поднять волну скандала и на этой основе привлечь внимание коллег к создающемуся профсоюзу - не такая уж зазорная тактика. До тех пор пока женщины по одной сталкиваются с домогательствами и оскорблениями, мало что поменяется на системном уровне.
Бобби Котик, генеральный директор Activision Blizzard, судя по всему, годами знал о пропитанном сексизмом неписаном кодексе внутренних отношений. И ничего не делал. Призывы к его отставке раздались, когда во второй половине 2021 года весь харассмент всплыл. Но Котик остался: попросил урезать его ежегодный бонус до 62,5 тыс. долларов (возможный минимум), чтобы показать свою приверженность борьбе с оскорблениями в компании. Останется и теперь - до завершения сделки с Microsoft: кто откажется от 400 млн долларов (именно в такую сумму оценивают выплату лично Котику после продажи компании).
Но до тех пор, пока не будет организован профсоюз, который мог бы в коллективном соглашении прописать, что сексуальные домогательства и оскорбления - это проблема рабочих отношений и она находится в компетенции профсоюза, ничего не изменится на системном уровне. А выплаты пострадавшим не в счет - это частный случай.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/